Главная » 2012»Май»26 » Фильм "Кострома" - грубая магия и чистейшая поэзия Севера
20:25
Фильм "Кострома" - грубая магия и чистейшая поэзия Севера
"Кострома" - зрелище странное. Этакий живописный кинопримитив, где современная деревня представлена как заповедник с лешими, русалками, чудесами и крепким духом северного полуязыческого фольклора, который, казалось бы, навсегда погребен в пыльных томах добросовестных филологов-фольклористов второй половины позапрошлого века.
В.Суриков - уроженец Алтая, выпускник местного института культуры и Высших курсов сценаристов и режиссеров, работавший на картинах А.Кайдановского, С.Параджанова, Э.Климова, - с трудами фольклористов, безусловно, знаком.
Однако "Кострома" - не реконструкция записанных некогда обрядов и текстов. Скорее, попытка вновь "войти в ту же реку" - снять кино, непосредственно воссоздающее фольклорный "поток сознания", где грубая магия и чистейшая поэзия, безграмотные суеверия и подлинный мистический опыт, христианство и язычество, наконец, смешаны в самых непредсказуемых, рациональному уму неподвластных пропорциях.
Действие "Костромы" разворачивается в некоем фантастическом зазоре, на границе миров: между девичеством и замужеством, между жизнью и смертью, природным и человеческим, сказочным и реальным... Это то пространство перехода, инициации, где перестают действовать законы обыденности, где может произойти все что угодно и единственная защита от тайных сил - вековечные, от бабок унаследованные ритуалы, заговоры и обряды. Сюжета как такового, собственно, нет.
Суть происходящего описывается одной фразой, затерявшейся в потоке невнятных, полуабсурдных речей, сыплющихся из уст персонажей: "Девка перед свадьбой попадает в лапы к нечистой силе. Выживет ли, нет ли - никто не знает".
Героиня (С.Галкина) - рыжая, курносая, конопатая финно-угорская девка - отрезает в начале фильма роскошную, заплетенную розовой лентой косу, которую тут же через дырку в тесовом полу утаскивает черная кошка (потом эта кошка на мгновение выглянет из дыры украшенная кокетливыми атласными бантиками). И дальше девица пускается в путешествие неизвестно куда, незнамо зачем.
Что это? Зачем это? Кому нужны деревенские бабки, колдуны и весь этот невнятный фольклорный лепет странноватых персонажей, что мечутся как оглашенные, пытаясь правдами и неправдами заговорить, заворожить, переиграть колдовство природы? Забота у них одна - хитростью, "задом наперед" пройти сквозь опасности неведомого, невидимого, но реально существующего мира, силы которого явлены им и в эротическом волнении крови, и в угрожающе прекрасных очертаниях обступающего ландшафта.
Эта языческая природная мистика в деревенском мирке, где индивидуальный разум, воля и чувства пребывают в зачаточном состоянии, оказывается неизмеримо сильнее и христианских заповедей, и, уж конечно, трезво рационального отношения к жизни.
Народная мистика - вещь обоюдоострая и опасная. Но такая же неотъемлемая от национального бытия, как история с географией. Глядя фильм "Кострома", понимаешь, что сказочный лес северного фольклора уходит корнями в абсолютно реальную почву и все поверья и суеверья, заговоры и обряды, сказки и небылицы - не просто склад архетипов коллективного бессознательного, но непосредственный отклик коллективной души на таинственные мистические токи природной стихии.
Фильм "Кострома"
Автор сценария и режиссер В.Суриков. Оператор Ю.Клименко Художник Ш.Абдусаламов
В ролях: С.Галкина, А.0всянникова, О.Шаламов и другие.
"СТВ" Россия 2002