Жабкинский могильник. Шумящая подвеска 10-11 вв. В верхней части - стилизованные конские головы, в нижней - лапки водоплавающей птицы.
К сожалению в нашей отечественной традиции чуть ли не официально принята точка зрения, что русская народная культура является славянской. О каких-либо иных источниках ее формирования во многих случаях не говориться. О доминировании славянских элементов можно говорить касательно южных областей России. Слева рис.6. Егорьевск. Тройное овершье с солярным знаком. Справа рис.7. Егорьевск. Солярные знаки вверху и внизу. Вверху парные подвески в виде гусиных лапок. Когда же речь идет о лесной зоне Центральной России и о Русском Севере, т.е. регионе, где до славян господствовали финно-угры, то славянского здесь не так много. Здесь русские формировались на основе не только славян (вятичей, кривичей и ильменских словен) и аборигенного финского (меря, мещера, мурома, весь и др.), а также в небольшой степени балтского населения. Последнее стало расселяться в Центральной России незадолго до славян, в значительной степени перемешалось с финнами и усвоило множество элементов культуры последних. Археологи уже давно считают Дьяковскую археологическую культуру, в последний период существования последней, смешанной финско-балтской. Поскольку к тому же балты по происхождению близки славянам, то о чисто балтском влиянии на русскую культуру говорить очень сложно. Финский же след в традиционной культуре русских просматривается сплошь и рядом. Он присутствует и в сказочном фольклоре, и в народном костюме, и, что для нас в данном случае особенно важно, в традиционном русском жилище. Русская изба имеет с одной стороны чисто славянское название ( от «истьба» - помещение которое отапливается), но ничем не напоминает избы западных славян. У вроде бы самых близких русским народов - украинцев и белорусов, - традиционное жилище именуется иначе - хата. Русская же изба по своему происхождению более напоминает дома и у соседей-финнов. От них участвовавшие в формировании русского этноса славяне и заимствовали тип жилища.
Рис.1. Жабкинский могильник. Шумящая подвеска 10-11 вв. в форме стилизованных гусиных лапок.
В рассматриваемом нами регионе - Восточном Подмосковье - в исторический предславянский период известны финно-угорские народы мещера и меря. Здесь как раз находилась полоса, где территории двух этих групп пересекались. Некоторый топонимический и лингвистический материал позволяет предполагать, что на территории современного Шатурского района (Ялмонть, Коробово) обитали группы байтов. Однако, как мы и сказали выше, в позднейший период в области материальной культуры они мало отличались от соседней мещеры и других финнов. В данном случае нас интересует один элемент традиционной культуры в данной местности, а именно наличники на избах. Сохранившиеся до настоящего времени наличники, выполненные в духе пропильной резьбы, появились сравнительно поздно, после широкого вхождения в обиход русских плотников пил (до этого почти все работы выполнялись при помощи топора). Прежде наличники были простые, в качестве украшения на них как правило было половинки солярного знака, выполненные глухой резьбой. Богато украшенные пропильной (от пропиливать) резьбой в изобилии появились преимущественно в XIX столетии. Тем не менее на столь поздно появившихся наличниках мы сплошь и рядом встречаем сюжеты, которые присутствуют в археологическом материале древней мещеры и др. А ведь между изготовлением последних мещерских подвесок и появлением первых пропильных наличников промежуток времени во много столетий! Причем и мещерские и мерянские элементы в наличниках возникли в тех местах, где когда-то жили представители этих древних народов и бытовала их культура. Вопрос, где же эти сюжеты бытовали все это время? Скорее всего на предметах быта, в вышивке и проч. После появление богато украшенных пропильных наличников, изготавливавшим их мастерам пришлось именно на них ориентироваться для поиска сюжетов для новых изделий. Слева рис.4. Егорьевск. В нижней части - тройные подвески в форме гусиных лапок. Справа рис.7. Егорьевск. В нижней части - подвески в виде пар гусиных лапок. В данной работе мы намерены показать вам некоторые из финских (в данном случае мещерских) элементов, которые мы можем доныне встретить в резьбе на наличниках в населенных пунктах Восточного Подмосковья. Путешествуя по юго-восточному Подмосковью, легко заметить, что среди геометрических узоров и орнаментов наличников явно прослеживаются орнитологические эле¬менты, а именно крылья, хвостовое оперенье и стилизованные лапки водоплавающих птиц. Не может не обращать на себя внимание поразительное сходство данных элементов с деталями украшений финно-угорского племени мещера, датируемых Х-ХII веками и более ранними украшениями их Рязано-Окских могильников IV-VII веков.
Слева рис.8. С. Владыкино. Вверху солярный знак и крылья птиц.Справа рис.9. Егорьевск. Вверхней части - два симметричных солярных знака. Под ними - солярные знаки(бляхи) с парами подвесок "гусиные лапки"
Просто изображения птиц присутствуют во многих культурах, но здесь идет имен-но об изображениях сходных элементов при том, что как изображения как птиц полностью, так и изображения животных (за исключением стилизованных конных голов) являются не типичными для обеих культур.
Культ водоплавающей птицы был присущ многим фино-угорским племенам, и в частности, поволжско-финским: меря, мещера, мордва, мари (см. рис. 1, 2). Подвески в форме гусиных и утиных лапок разной степени стилизации украшалась одежда, они были составной частью сложных декоративных украшений, заключавших в себе особый сакральный смысл. Вероятнее всего они предназначались для защиты от злых духов, и в частности духов земли. Об этом в частности говорит их частое расположение в нижней части женских рубах типа понар. Удивительно, но оконные наличники в Егорьевске и его окрестностях тоже украшены сходными стилизованными гусиными лапками, которые располагаются в их самых нижних частях. Каждый наличник - это символ жилища в целом. Крылья обереги располагаются по бокам и вверху, символизируя покровительство данному жилищу, а лапки, располагаясь снизу, отгораживают его обитателей мира подземелья.
Восток Подмосковья является регионом, где можно встретить один интересный тип наличников. В его завершении мы видим три полукружия в виде своеобразных «закомар». В этом типе наличников немало интересных вариаций, от совсем простых до очень сложных. Здесь напрашивается параллель с тремя закомарами русских храмов. Возможно, что здесь есть определенная связь, причем и такая любовь к позакомарному покрытию и кокошникам на церквах укрепилась в России благодаря тому, что она легла на старые языческие сюжеты. В «закомарах» на наличниках мы видим и солярные знаки, и растительный орнамент. Тип наличников с тремя «закомарами» на востоке Московской области присутствует преимущественно в тех местах, где еще в 60-х гг. XX века работали наемные плотники из района Коробово. Наличники тянутся полосой со стороны Коробово к Москве, осью этой полосы является прежний Касимовский тракт, по которому прежде коробовские плотники шли на заработки. Таких наличников очень много в деревнях Гжели, в Хорлово (Воскресенский район), с. Хотеичи (Орехово-Зуевский район) и др. местах. Но это не единственный вариант наличников, которые вырезали коробовские мастера. Много вариантов, которые совпадают с творениями других мастеров.
Аналогии таким коробовским мы видим в мордовских наличниках. В 1895 году известный этнограф Харузин опубликовал исследование по финскому жилищу и в та-блице, посвященной мордовскому дому, мы также видим наличник с тремя солярными половинками.
Обращает также на себя поразительное сходство трёх верхних закомаров с тройным овершьем ажурных мещерских украшений, датированных Х-ХП веками из клада (или могильника) женских бронзовых украшений в с. Жабки, которое расположено в 23 км к востоку от Егорьевска. Это тройное овершье можно считать как стилизацией двух конских голов, смотрящих в разные стороны (типичный сюжет для всех финно-угров Центральной России этого периода, так и глубоко стилизованным изображением птицы, простёршей свои крылья в стороны (рис. 3).
Интересно, что на протяжении наших многочисленных маршрутов по Егорьевскому, Ореховскому (Орехово-Зуевскому), Коломескому и Луховицкому районам нами не разу не отмечено появление в наличниках зооморфных элементов, которые можно было бы уверенно отнести к таким животным как бобёр, лиса, волк, заяц, лось, кабан, куница. Интересно, что по каким-то причинам мастера, изготовившую дошедшую до нас бронзовую пластику из рязано-окских и мещерских могильников также почему-то полностью игнорировали эти сюжеты.
«Финский» след в русский традиционной культуре - огромная тема, которая еще ждет кропотливого исследования.
А.П. Марков (г. Егорьевск), С.С. Михайлов (г. Москва) / Альманах "Гуслицкая округа" 6. 2009.
|