Угадайте, где в Иванове в древности находился огромный город мертвых? Думаете это было где-то на окраине? А если я скажу, что две сотни курганов располагались на территории, на которой сейчас находится улица Батурина.
Сложно в это поверить, но тысячу лет назад огромное кладбище располагалось по эту сторону реки. А там, где сейчас Ивановский театральный комплекс располагалось поселение. К величайшему сожалению все его артефакты утеряны, поскольку молодое Советское государство в начале тридцатых годов разрушили на том месте главные городские храмы и без проведения адекватных археологических работ забабахали там театр.
Что же стало с могилами наших древних предков за рекой? Их веками дербанили, и в итоге в XIX веке раскопали 172 кургана и забрали оттуда вещи, соответствующие периоду VIII ˗ XII веков.
С сегодняшнего дня вы впервые можете увидеть часть этих экспонатов (другие осели в московских музеях). Кроме этого в экспозиции выставлены ярчайшие финно-угорские предметы из раскопок, проводившихся в XIX и XX веке на территории Ивановской и Владимирской областей(в начале прошлого века входила в Ивановскую Промышленную область)
Откровенно говоря, выставка «По ту сторону реки: археология поволжских финнов в собрании ИГИКМ имени Д. Г. Бурылина» повергла меня в шок. Про наших родных предков (кто-то может сказать, что с моим семитским носом у меня другие предки и ведь они будут правы — я рептилоид) поволжских финнов (в случае нашего региона это меря и мурома) как-то крайне редко говорят, а ведь они как и славяне стали прародителями русского народа. И их жизнь и быт не должны покрываться пылью в запасниках.
Так что если хотите прикоснуться к истории людей, проживавших на Ивановской земле за несколько столетий до прихода славян — добро пожаловать в Музей промышленности и искусства. После этого левый берег Уводи заиграет для вас абсолютно новыми красками...
А если на выставке вы встретите ее куратора, то полностью проникнитесь в историю складывания финно-угорских этносов на территории Ивановского края и процесс археологического изучения этого процесса.
P.S. Отдельно хочется сказать, что обязательно уделите время для просмотра экспозиции расположенной в подземном ходе музейного особняка. Там есть экспонаты не только эпохи славян и мерян с муромой, но и с более древних стоянок на территории региона. Да и само подземелье является одним из самых необычных и мистических мест города (кто найдет масонские знаки — тот молодец)
P.P.S. А теперь познавательная страничка про племена меря и мурома от моих музейных друзей.
Сведения о мере содержатся в Начальной русской летописи, которая указывает ее географическое положение: «… а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере меря же…». Там упоминают мерю в числе племен, плативших варягам дань. В войске Олега, совершившем в 907 г. поход на Константинополь, упоминается меря. После 907 г. меря исчезает со страниц русских летописей.
Типичными для мери являются грунтовые могильники с захоронениями в ямах. Захоронения с сожжениями составляют от 30 до 90 процентов всех погребений. Захоронения в основном индивидуальные, парные редки. Женщины погребались с украшениями, лежавшими так, как их носили при жизни, орудиями для литья, иногда оружие (наконечники стрел, ножи). В погребениях мужчин встречаются топоры, кресала, ножи, нередко оружие. Обычай втыкать оружие рядом с погребенным сближает погребальный обычай меря с муромским.
Курганы XI-XII вв. западной части Ивановской области обнаруживают значительное присутствие мерянских украшений. В инвентаре женских погребений имеются коньки мерянского типа, треугольная подвеска, перстни с привесками.
По муроме в письменных источниках информация скудна. Начальная летопись сообщает, что мурома составляла дорусское население одноименного города. Начальная летопись упоминает также мурому в числе неславянских народов, плативших дань Руси.
Для могильников характерно рядовое положение погребений. Погребения с конями и могилы с отдельными захоронениями коней расположены между рядами человеческих могил или вперемежку с ними. Встречаются парные могилы с комплексом мужских и женских вещей. Умерших клали на дно ямы без гробов, дно устилалось берестой или лубом. Женщины погребались с полным набором украшений – от головного убора до обуви. Женский убор и погребальный инвентарь отражал имущественное, семейное и социальное положение женщины. Богатые женские захоронения выделялись не только инвентарем, но и захоронением коней. Для мужских погребений характерны наборы для высекания огня, топоры-кельты, воткнутые в землю, орудия труда у мужчин – ремесленников. Мужские погребения с конями выделяются богатством инвентаря, иногда погребенными рядом женщинами.
Текст и фото: michail_shor
|