Молодые йошкар-олинцы - глобалисты
"Выключите поп-музыку, у нас гость из Москвы!", - бросает мой провожатый, пока мы движемся от входа к столику в первом кафе национальной марийской кухни "Сандал" в столице Республики Марий Эл. Сопли и вопли российской эстрады мгновенно сменяются чем-то явно аутентичным на марийском языке. Я доволен: вот оно - достижение глобализации! Марийский контент туристу в Йошкар-Оле интересней безликого общероссийского. В глобальном мире в цене самобытность, а не сходство.
Казалось бы, я был тут совсем недавно - по глобальным-то меркам. Еще полтора года назад Йошкар-Ола оставляла впечатление русско-марийского города. Сегодня все изменилось.
Что случилось
Волна потребительской глобальной культуры дошла и сюда. В центре города расплодились как грибы после дождя кофейни с выпечкой, wi-fi и уютными диванчиками. На лицо прямое подражание Москве. Москва в свою очередь напоминает Нью-Йорк…
Мои друзья за чашкой кофе удивленно рассказывают, как половина города стала работать в Москве. По их словам масса людей даже из деревень теперь берут в ипотеку квартиры в столичном регионе. Досуг у вчерашних крестьян стремительно меняется: они покупают лыжи и занимаются спортом, а вот скот режут. Селяне едут вахтовым методом работать в те же города. Даже на селе они сейчас хотят жить и отдыхать "по-современному", сочетая достоинства жизни на природе с удобствами городского обитания.
Изменение досуга - самый верный признак начавшейся трансформации сельского сообщества во что-то иное. Молодое поколение в марийских деревнях немногочисленно. Впрочем, столь нерадостная демографическая ситуация складывается по всей России.
А люди? Люди стали "более лучше одеваться". Пресловутая Света из Иванова абсолютно права. Сельских жителей 40 лет и младше от москвичей и питерцев по одежке почти не отличить.
Волна глобализации размывает всё, пока ты развалился на мягком диванчике с видом на бульвар имени марийского национального поэта с фамилией Чавайн.
Однако и в глобальном мире национальные или любые другие различия сами собой не пропадают. Городские агломерации конкурируют между собой за образованного, нестарого, работоспособного и платежеспособного жителя. Поэтому удачные глобальные форматы мгновенно вытесняют местные. Заведение с кофе с выпечкой приносит больше прибыли и ассоциируется с престижным досугом мегаполиса, нежели кафе с местным национальным колоритом. Starbucks шагает по планете, кто не спрятался - он не виноват!
А лет через 10-15 неизбежно встанет вопрос, зачем тот или иной регион нужен, если там все как в Москве, куда молодежь и уехала. Скоро, очень скоро (вы даже не заметите как) политические факторы развития территорий капитулируют перед экономическими. Раз вы, периферия, часть далекой Москвы, почему бы не включить вас в Столичный федеральный округ? Или как там его назовут…
И что делать
Бороться, пытаться изолировать себя или спастись в полумертвой национальной деревне - бесполезно! Тренд как волну надо оседлать и возглавить. В любой национальной культуре есть конкурентоспособные стороны. Марийское кафе тому доказательство. Деревню можно трансформировать в зоны субурбанизации и современные агрогородки (благоустроенные поселки при больших с/х производствах). Успешный опыт есть в старинных русских городках на бывших мерянских территориях: Суздаль, Переславль. Они ведь и не города в полном смысле слова: с бесконечными унылыми микрорайонами многоэтажек, но и не деревня. Скорее нечто среднее – та самая вожделенная жизнь с городским комфортом в природной среде.
Почему родственники мери - марийцы, так не могут? Могут, конечно! Тогда все скажут: "Да! Марий Эл - это круто!".
Изменения в Йошкар-Оле, которые меня удивили, можно встретить в любом другом городе. При этом рецепт выживания для всех одинаков. Его нам завещала шахматная королева из "Алисы в Зазеркалье": чтобы оставаться на месте, надо бежать, а чтобы куда-то попасть, надо бежать еще быстрее.
Александр Трифонов
Практикующий этнофутурист, член неомерянского объединения Metsa Kunnta (Братство Леса)
Национальный акцент
|