Летнее время всегда было насыщено народными
праздниками. Их возникновение связано с природными циклами, различными событиями в жизни наших предков и т.п. Праздники населения Верхнего Поволжья
представляют собой яркий пример языческо-православного синкретизма: они столетиями
включали в себя как языческие ритуалы, так и элементы церковного происхождения. Одним из наиболее значимых летних праздников был Иванов День - Кокуй (Летнее Солнцестояние. ("Иванов день (23 июня)". *kokkoi̯; ср. kokko "праздничный костер, также конусообразная куча") Кокуй праздник плодородия, плодовитости, потенции. В старые времена
праздник отмечался на реке или озере угощением и пивом для всей округи.
Каждому наливался ковш, после которого, как записано в старых
церковных записях, все творили срамные пляски.
Скорее
всего, это были отголоски языческих обрядов плодородия, которые
способствовали плодовитости скота, обильным урожаям и удачному
замужеству.
На Кокуй шел сбор лекарственных растений: по народным представлениям,
в это время они приобретали наивысшие лечебные и магические свойства. Другой важной стороной финского Летнего Солнцестояния является его поминальный характер.
Мерянское слово "кокуй" является однокоренным с финским "kokko", вепсским "kuk" и означает праздничный костер в день летнего солнцестояния. Название Кокуй довольно широко распространено в топонимике Мерьямаа, так названы наиболее древние районы некоторых городов в Волго-Окском междуречье.
Кокуй относится к Солярному циклу, которому соподчинен лунный и является одним из значимых и любимых праздников. В глубокой древности основной его идеей, на ряду с плодородием и плодовитостью,
являлось поминовение умерших родственников и прошение у них
благословения на удачу в хозяйственных делах и в быту. Символом этого прадника была Свастика, вращающаяся против движения солнца поскольку день
знаменует собой
начало угасания солнца — укорачивания дневного времени. Считалось что, в
это время «огонь спускается с неба и
равняется с Солнцем». В праздничный день члены общины или рода собирались у священного места,
которыми могли быть - камень, дерево, роща, река или озеро, а так же в более позднее время часовня или церковь. Праздник начинался с оставления на
священном месте "завета" (жертвы). Это были полотенца, платки, отрезы
ткани, выпеченные изделия, яйца, деньги. Но главными считались все же
продукты животноводства: шерсть, масло, сметана, молоко, творог. После
оставления "заветов" следовали ритуалы: арбуй (волхв) читал
молитвы, зажигался огонь. Праздник способствовал сплочению общины, усилению
взаимосвязи родственных групп, их единению.
|