Есть в годовом цикле две экстремальные точки — Солнцевороты, моменты
когда убывающее солнце начинает прибывать или наоборот — прибывающее
убывать. Один Солнцеворот приходится на средину зимы, другой — на
середину лета. В христианской традиции зимний солнцеворот — это
Рождество Христово (шире — Святки). Начинается новый годовой цикл… А ровно
через полгода, когда душное лето уже готово переломиться надвое,
солнце, преодолев высшую точку, снова катится вниз — к зиме. На летний Солнцеворот приходится другой великий праздник Рождество Иоанна
Предтечи или Иванов День. Иванов день в Верхневолжье обычно знаменует начало теплой летней погоды,
и
многие подгадывают начало своих летних отпусков на канун этого
древнего праздника Солнцестояния. Искупаться на рассвете, зажечь вечером
костёр или попариться в бане – три самых традиционных занятия в
Иванов день.
На самый высокий холм в эту ночь принято
приносить большое тележное колесо. Там его облепляют смолой, обвязывают
соломой, зажигают и спускают с
вершины. Летящее по склону огненное колесо символизирует одновременно:
убывающее солнце и отсеченную по воле злокозненного царя Ирода честную главу Предтечи... Главным обрядовым действом, происходившим в ночь на Ивана,
являлось разжигание костров. У русских этот обычай в XIX–XX веках был
распространен в основном в западных и северных губерниях — финских: Олонецкой,
Санкт-Петербургской, Костромской, Вологодской и балтских: Тверской, Псковской, Смоленской. По мерянски Иванов день - Кокуй. Название это происходит от мерянского слова "кокуй", которое является однокоренным с финским "kokko" и вепсским "kuk" и
означает праздничный костер в день летнего Cолнцеворота. Название Кокуй
довольно широко распространено в топонимике Мерьямаа, так названы
наиболее древние районы привязанные к мерянским селищам р.ж.в. многих городов в Волго-Окском междуречье.
Кокуй
праздник плодородия, плодовитости, потенции. В старые времена
праздник отмечался на реке или озере угощением и пивом для всей округи.
Каждому наливался ковш, после которого, как записано в старых
церковных записях, все творили срамные пляски.
На Кокуй шел сбор лекарственных растений: по народным представлениям,
в это время они приобретали наивысшие лечебные и магические свойства.
Другой важной стороной финского Летнего Солнцестояния является его
поминальный характер.
В глубокой древности основной
его идеей, на ряду с плодородием и плодовитостью,
являлось поминовение умерших родственников и прошение у них
благословения на удачу в хозяйственных делах и в быту. Считалось что, в
это время «огонь спускается с неба и
равняется с Солнцем». В древности в этот праздничный день члены кунта - рода
собирались у священного места,
которыми могли быть - камень, дерево, роща, река или озеро, а так же в
более позднее время часовня или церковь. Праздник начинался с оставления
на
священном месте "завета" (жертвы). Это были полотенца, платки, отрезы
ткани, выпеченные изделия, яйца, деньги. Но главными считались все же
продукты животноводства: шерсть, масло, сметана, молоко, творог. После
оставления "заветов" следовали ритуалы: арбуй (уважаемый в кунте старший мужчина) читал
молитвы, зажигался огонь. Праздник способствовал сплочению общины, усилению
взаимосвязи родственных групп, их единению.
Народные приметы:
В Поветлужье на Иванов день «обязательно стремились помыться и
попариться больные старообрядцы». В южной Вологодчине вениками,
составленными из разных трав и веток различных деревьев, украшали рога
недавно отелившихся коров. В Пошехонье верили в то, что если на Иванов
день перелезть через 12 огородов, тынов (т.е. оград), любое желание
исполнится. В Поветлужье верили, что в каждом
селе существует своя баба колдовка — стрига, которая в полночь на Солнцеворот,
приняв облик женщины, одетой во все белое, уходит в поле стричь колосья
на чужих полях, лишая хозяев этих полей урожая. Поймать стригу бывает
очень трудно, поскольку она способна превращаться в животных и птиц. В Костромской губернии накануне Иванова дня девушки в складчину готовили
обетную кашу из толченого ячменя, а вечером следующего дня они шли в
ржаное поле с обетной кашей, обходили посевы до десяти раз и совершали
здесь же обрядовую трапезу. В Вологодской губернии на Ивана бросали веники через головы или с крыши
бани. Если веник упадет вершиной к
погосту, то гадающий умрет, а если нет, то
будет жить. А костромские девушки
считали, куда вершиной упадет веник,
туда и замуж выйдут. Нерехтском уезде Костромской губернии в
ХIХ веке еще за день до праздника девушки
собирались вместе на беседе, толкли
ячмень в ступе и пели песни. Утром,
накануне праздника, готовили из этого
ячменя обетную кашу, которую съедали
вечером, в ночь на Иванов день, а затем
все вместе бежали на речку купаться,
умывались вечерней росой и шли жечь «огни». В Ярославской губернии считали, что деревья в ночь на Иванов день могут переходить с места на место и разговаривать друг с другом. В Ярославской губернии, в некоторых её уездах крестьяне признавали Иванов день очень опасным, так как водяной в этот
день считается именинником. Он терпеть не может, когда в его царство
лезут люди, и не только топит всякого неосторожного, но, затащив вглубь
речных омутов, глумится уже над мертвым телом.
В Тверской губернии гадали на смерть по цветку-богатинку - втыкали в
матицу избы на каждого члена семьи по цветку: чей не распустится, тому
суждено умереть в текущем году.
|