В центре Jarislinna (Ярославль) на месте Успенского собора, взорванного в 30-е годы
прошлого столетия большевиками, несколько лет подряд ведутся раскопки. Раскопки показали что ярославские девушки всегда были модницами, кольца, браслеты, броши, керамические бусы, частая находка археологов. В 2005 году археологи под руководством Д. Осипова в захоронении датируемом ими 13 веком обнаружили любопытную мерянскую подвеску-"петушок".
Ареал находок таких подвесок с учетом относительно свежих данных приведен в трехтомнике Н.А. Макарова про раскопки в Минино:
Они интересны тем, что как тип украшений сложились уже в так называемый "древнерусский"
период, не имея никаких прямых ранних прототипов. По
семантической нагрузке (птица с шумящими привесками-лапками), и по
технике исполнения, и по ареалу бытования это, конечно же, абсолютно
финская вещь. Их генетическая связь с древними традициями финской
металлопластики отмечена и Н.А.Макаровым.
В Киевской Руси, в Смоленске и
в Новгороде ничего близкого к нашим мерянским петушкам не было, не
носилось, и никогда не изготавливалось. Именно со становлением государственности в Северо-Восточных землях этот тип
украшений возникает и получает широкое распространение, доживая до конца
курганной культуры.
Причем он одинаково активно носится и
на далекой периферии в Пинежье, и в столичных центрах Ростове и
Владимире, то есть всем населением, а не какими-то столь любимыми славянофилами «колонизируемыми» и
«ассимилируемыми» «малочисленными отсталыми инородцами». Это - именно та
отличная от славянской киевской, культура, о возникновении
которой на финской основе и пишет в своих работах Н.А. Макаров.