В прошлом 33 номере газеты 168 часов редакция рассказала об обретенных в Кинешемском районе Ивановской области камнях, на которых изображены странные символы. Для разгадки их тайны мы связались с ученым из Плеса, археологом, кандидатом исторических наук Павлом Травкиным и продемонстрировали ему фотографии с объекта. Павел Николаевич пришел в неподдельный восторг. Особенно его воодушевил камень со сложным, геометрически выверенным рисунком, заключающим в себе кресты, квадрат и систему кругов.
- Обретение кусочка нашей древней истории – всегда событие неординарное и приятное, - говорит он. - Слишком политизировано было имперское прошлое России. Слишком нетерпима была очередная власть и религия к «неправильной» старине, предпочитая её уничтожать - а в итоге мало что осталось от священных символов прошлого. И вдруг в Кинешемском районе – такая редкая находка, да не одна! Увидев любезно присланные вами фотографии камней, я поделился радостью с коллегой из Финляндии, госпожой Арьей Алквист. Она целенаправленно занимается проблемой культовых камней – святынь огромного финского мира, включающего и наши земли, некогда владения загадочной мерянской цивилизации. Разделив мою радость, госпожа Алквист также отметила редкость такого рода находок и подобных изображений. Итак, древний культурный фонд нашего региона пополнился замечательными артефактами, новыми иллюстрациями к древним легендам и мифологическим представлениям наших верхневолжских предков. Знакомьтесь: это известный по легендам «камень Алатырь».
Далее Павел Николаевич приводит строки из древней былины: «На море-океане, на острове Буяне стоит камень Алатырь. А на нём стоит дуб мокрецкий». То есть история нашего камня уходит своими корнями в удивительную и таинственную дохристианскую эпоху. Высеченный же на камне символ, по убеждению историка, олицетворяет мировое древо.
- Вот примерно так кратко мог рассказать о строении мира наш предок, житель любого мерянского поселения на берегу речки Кинешмы - в те времена, конечно, не Кинешемки. Кстати, «ки» по-фински «камень», Алатырь так и просится на герб вашего города, - рассуждает Павел Николаевич. - И не просто рассказать мог наш предок, а ещё и проиллюстрировал свою «картину мира» высеченным на камне символом мирового древа. Канонически всё понималось так. Символ жизни, мировое древо, уходит корнями в Нижний мир и упирается своей макушкой в мир Верхний. Человек и всё вокруг находится в Среднем мире. Ровно это мы и видим на самом хорошо сохранившемся изображении из ногинских древностей. Концентрические круги внизу означают хорошо известную в древней мерянской и общефинской мифологи дыру в Нижний мир. Возможно, самый маленький из кругов означает находящееся в ней ночное солнце. Утреннее и вечернее солнце, по канонам, показано на ветвях мирового древа (кружочки по сторонам камня). Ярило в зените – на макушке. Всё это просто, канонично и давно известно специалистам-исследователям. Так солнце, кстати, обозначалось и в костюме древней женщины-кинешемки: височные кольца символизировали восход и закат, розетка на кокошнике – зенит. Костюм тоже был своего рода моделью мира. Да и в христианские изображения древние солнечные символы постепенно вошли, как-то примиряя старое с новым…
Павел Травкин рассказывает, что изображения мирового древа на камне имеется и в археологической коллекции Плёса. Их дали раскопки легендарного «града Чувиля», да и самого Плёса, куда переселились жители мерянского «града».
- Ствол древа на нашем камне из Нижнего мира тянется вверх, в Средний мир, где живёт человек, - продолжает Павел Николаевич. - Эта территория обозначается обычно квадратом или ромбом. Человек в центре, мир вокруг него, то есть «на все четыре стороны». Ну вот, собственно, и вся схема, без каких-либо неоязыческих фантазий. Некоторое смущение вызвало у меня изображение концентрических кругов на другом камне, который не стоит в стороне от дорожки, а лежит на ней. Рисунок сохранился хуже, пообколот и вытерт. Но если присмотреться… В общем, там угадывается не только «дыра в Нижний мир». Комментировать пока не стану. Надо всё рассмотреть не на фотографии, а на объекте непосредственно.
О камне с «волнами» Павел Николаевич высказывается скептически. По его мнению, «волны» имеют не рукотворное, а природное происхождение. Это замерзшие при одном из оледенений песчаные гребешки. Время и давление превратили их затем в камень. Зато другие камни в Кинешемском районе однозначно прошли через руки человека.
- По какой же причине так много больших камней, да ещё с изображениями, оказалось сконцентрировано в одном месте? - задается вопросом Павел Травкин. - Не исключено, что в дохристианские времена в районе деревни Ногинская располагалось кладбище, с памятными камнями на могилах. По мере внедрения христианства кладбище не исчезло, при нём появился храм. И в какой-то момент ревнители новой, государственной религии «неправильные» камни с языческих могил убрали, вынесли за пределы кладбища и, возможно, закопали неподалёку. Обретение состоялось через несколько столетий.
В заключение Павел Травкин говорит о том, как теперь следует поступить с замечательными камнями. Возможно, что некоторые его выводы придутся не по душе ногинским старожилам.
- Нет никакого сомнения, что все вновь обретённые реликвии кинешемской земли, будучи народным достоянием, должны быть переданы на государственное хранение, в музей, - говорит он. - По закону, все из недр земли принадлежит государству. Другое дело, что господ Кряневых, нынешних временных хранителей народного достояния, районные власти должны отблагодарить. И уж конечно, не годится древние священные изображения укладывать на дорожки и попирать ногами. Такое мы проходили, последний раз - в 1917 году. Повторять не стоит.
Автор: Михаил ЖАРОВ
Источник: 168.ru
|