Суббота, 21.12.2024, 20:53 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2013 » Октябрь » 8 » Элиэзер Бен-Йехуда по-русски: реконструирован язык летописной муромы
14:13
Элиэзер Бен-Йехуда по-русски: реконструирован язык летописной муромы
 
Энтузиаст изучения и создания учебников финно-угорских языков из Москвы, медик по профессии Виталий Чернявский готовит к выпуску уникальный труд - полную грамматику языка  финно-угорского народа мурома. Мурома обитали вдоль нижнего течения реки Оки и, как считается, стали частью русского народа после распространения в регионе православия и древнерусского языка во времена Владимиро-Суздальского и Московского княжеств.
 
Как сообщил Инфоцентру FINUGOR В.Чернявский, грамматика муромского языка будет более полно реконструирована нежели это было сделано академиком Орестом Ткаченко для языка мери - более многочисленного финского народа, жившего по соседству с муромой. 
 
Для реконструкции В.Чернявский привлек топонимику региона, данные северных и северо-западных диалектов эрзянского языка, западных диалектов мокшанского языка, мерянского языка, - со всеми этими лингвистическими общностями контактировали представители древней муромы.
 
Грамматику автор дополнит муромско-русским и русско-муромским словарями. В.Чернявский рассчитывает закончить рукопись к концу октября - началу ноября. После чего его труд будет выпущен в виде книги одним из московских издательств и она появится на полках книжных магазинов России. 
 
"У меня есть конкретные заказчики - имеются люди, считающие себя потомками муромы и намеревающиеся восстановить язык в качестве живого", - отметил энтузиаст.
 
Реконструкция наряда женщины народа мурома. Фестиваль исторической реконструкции "Городецкое гульбище" 2010. Автор реконструкции костюма - Герасимова Наталья.
 
В.Чернявский использовал для реконструкции муромского языка латиницу - так же, как при подготовке учебника водского языка. По его мнению, фонетический строй финно-угорских языков содержит звуки, не имеющие аналогов в русском языке, который "обслуживает" кириллица. "Это создает трудности для чтения, например, на эрзянском языке, пользующемся кириллицей", - отмечает автор книги. 
 
В то же время "расширенная" латиница, используемая в мире, имеет буквы с диакритическими знаками, необходимыми для графической фиксации данных звуков, - всего энтузиаст использовал 36 букв.
 
Путем анализа муромского лексического фонда В.Чернявский пришел к выводу, что - в отличие от живых близкородственных волжско-финских языков (эрзянского и мокшанского) - муромский язык очень рано утратил (либо вообще не имел) некоторые присущие указанным языкам грамматические особенности, в частности, указательное склонение имен и объектное спряжение глаголов. 
 
Однако при этом в нем имелись некоторые особенности, ныне отсутствующие в эрзянском и мокшанском. Например, склонение имен во множественном числе и архаические формы качественных прилагательных, оканчивающиеся на формант -da (-да). Последняя особенность является реликтом древнего уральского праязыка, где этот формант представлял собой сочетание межзубного звука [ð] и гласного [a], то есть - [-ða]. Например, древнеуральское "valkeða", "valgeða" - "белый, светлый". В современных финно-угорских языках в этом слове либо редуцировался звук [ð] (финское "valkea", водское "valkoa"), либо этот звук озвончился с одновременным редуцированием предыдущего слога (мокшанское "valda"), то же - с "оканьем" "эрзянское "valdo"), либо отпал звук [a] (вепсское "vauged"), либо же формант полностью исчез (эстонское "valge"). В муромском же языке - судя по сохранившимся топонимам - формант функционировал в полном объеме, но в озвонченной форме -da - то есть, в данном случае, приведенное в качестве примера слово существовало в муромском языке в виде "valgõda".Карта расселения восточных славян и финно-угорских народов на Восточно-Европейской равнине 1000 лет назад
 
Как пишет автор грамматики, "финно-угорское племя мурома еще примерно 500 лет назад проживало на территории нынешней средней полосы России, в бассейне Оки, занимая, в основном, пространство, ограниченное: с севера - рекой Клязьмой, с запада - рекой Судогдой, с востока - рекой Окой, с юга - истоком реки Унжи. Соседями муромы были финно-угорские народы меря, мещера и эрзя.
 

Муромский район, Чаадаевское городище.
 
Территория муромы в раннем Средневековье была ключевой частью Волжского торгового пути. Это, как выражаются некоторые историки, был "финно-угорский Люксембург". На земле муромы были торговые ставки не только самих муромлян - но и мери, мещеры, эрзян, мокшан и марийцев.Наиболее распространено мнение, что муромский язык был максимально близок эрзянскому. Муромская топо- и гидронимия сохранилась в названиях местностей, населенных пунктов, рек и озер на территории современных Судогодского, Селивановского и Муромского районов Владимирской области. О муроме имеются краткие сведения в первых киево-византийских летописях. Сохранились муромские памятники археологии - грунтовые могильники, селища-города и Чаадаевское городище.
 
Муромляне... были прекрасными земледельцами и скотоводами, рыболовами и охотниками, активно торговали со всеми соседями. Об этом свидетельствуют многочисленные дошедшие до нас орудия труда, предметы быта и украшения, вещи иноземного происхождения и монеты, найденные в захоронениях и жилищах. Предметы вооружения - наконечники копий и стрел, боевые топоры - по качеству изготовления и боевым характеристикам достигали лучших европейских образцов. Это (по мнению некоторых ученых) свидетельствует о том, что версия советских историков о мирной ассимиляции муромы славянами, как минимум, неправдоподобна. 
 
На самом деле, речь шла либо о военном противостоянии, либо о договорных условиях сюзеренитета с Киевом, впоследствии - Черниговом и Владимиром-Мерьским, интеграции муромы и муромского народа в политическую систему Восточной Европы. Второй вариант представляется более убедительным.Чаадаевское городище, предполагаемый Муром до X века н.э. 
 

Реконструкция наряда женщины народа мурома. Автор реконструкции костюма - Герасимова Наталья. Фестиваль исторической реконструкции "Городецкое гульбище" 2010. Автор фото Ruprehtt 
 
Судя по находкам знаменитых муромских украшений, отличающихся изобретательностью и красотой форм и тщательностью отделки, - на высоком уровне стояло ювелирное ремесло. Особым богатством бронзовых и других украшений отличался погребальный костюм муромских женщин. Отличительной чертой муромских могильников являлись погребения коней и изредка - коров (которым, вероятно, муромляне поклонялись наряду с другими божествами своего пантеона).В целом экономика муромы находилась на высоком уровне, что было связано с выгодным природно-географическим расположением Мурома. В VII-V веках муромляне являлись(по словам историков и археологов) - ни больше, ни меньше - "законодателями моды для мира поволжских финнов".
 
Балто-славянские переселенцы, появляясь в этих землях в X-XI веках, были, по сути, ассимилированы коренными жителями края. Постепенно возникали смешанные славяно-финские поселения и могильники. К XII веку мурома уже не упоминалась в летописях как отдельный народ".
 

Муромские древности из собрания ГИМ. Москва.
 
Источник http://finugor.ru/
Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 3373 | Добавил: merja | Теги: финно-угры, мурома, муромский язык, лингвистика | Рейтинг: 5.0/6
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография Плёс общество дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство Социология
Статистика
Яндекс.Метрика