Деревня Юмбалово. Давно хотел посетить это место. Она находится в Междуреченском районе Вологодской области.
Название
деревни привлекло меня еще при написании дипломной работы по
субстратной топонимии Вологодского края. Названия с окончанием(формантом) -бал, -бол,
(реже встречаются формы -пал, -пол, -поло и т.п.) встречаются на
обширных территориях Волго-Окского междуречья(ВОМ) и частично Русского
Севера(РС), их традиционно связывают с народом меря.
Формант -бал по мнению лингвистов означает "место", "поселение". Для
сравнения: фин. palva (в топонимах), венг. falu -«деревня», удм. «пал»-
«сторона», манс. «павыл»-«поселение», саам. «бэлле»-«сторона», морд.
«веле»-«село», марийск. «вел»-«сторона, край».В Вологодской области,
например, имеются: Вожбал, Сомбал, Нёнбал, Андопал, Турпал и т.д.Все
таки, по замечанию А.К.Матвеева, «мерянские» топонимы с различными
модификациями на РС могут принадлежать к разным языкам. И в этом случае
надо говорить не о собственно мерянской топонимии, а о топонимии
мерянского типа.
Тем не менее, длительные этнокультурные связи ВОМ и
РС, благодаря исследованиям археологов, прослеживаются достаточно хорошо
(реконструированы образ жизни и этапы обрусения мери). Также
сопоставление обширных топонимических материалов доказывает, что
мерянский этнос некогда не только пребывал на территориях значительно
севернее ИМЗ, но и оседло проживал там значительный отрезок времени. Но
вернемся к топониму Юмбалово. Корень(топооснова) -юм сближается с
марийским -юмо- в значении "верхний", также Юмо -наименование бога у
марийцев (этот народ считается родственным мере по языку). Выходит,
Юмбалово- это "Верхняя деревня", а быть может и .. "Божья деревня".Интересно,
что сейчас названия на -бал - это в основном названия рек (гидронимы):
р. Сомбал, Вожбал, а не названия деревень(ойконимы). Но изначально, как
указывает А.К.Матвеев, данные названия носили именно населенные пункты.
Это явление обуславливается переходом с ойконима на местный гидроним,
т.е данные топонимы вторичны, что может быть обусловлено исчезновением
поселений.
Все это подчеркивает реликтовость деревни Юмбалово.Сакральность
же этого места может подтвердить наличие в окрестностях рек Белый и
Черный Шингарь, кстати, тоже "мерянских"(-ингирь, -енгарь от марийск.
«эн-ер»-«речка», горно-марийск. «а``нгыр»-«ручей, маленькая речка».
Исследователями замечено что такие "цветные" названия могут говорить об
особом почитании данной территории в прошлом..Еще больше мой интерес подогревала запись, найденная в
этнографическом сборнике начала XX века. В отчете одного из респондентов
сообщалось о некой группе населения проживавшей на данной территории и
составлявшей культурную и, возможно, этническую оппозицию группе местных
старообрядцев.
Редактором
сборника эта группа отчего-то была названа вепсами, хотя историческая
территория проживания этой народности находится на значительном
расстоянии. Были ли это переселенные вепсы или же речь о какой-то
автохтонной группе населения, возможно эту загадку поможет разгадать
работа в архиве..В один из пасмурных дней осени 2013 года я побывал в
деревне Юмбалово. Точнее сказать, на место бывшей деревни, по данным
переписи в 2002 году постоянного населения здесь уже не было, а сейчас и
от домов осталось.. Сами видите что.. Всем известно что деревенские дома
долго не живут без хозяев..
Хотя не мудрено, во всем районе проживает
около 7000 человек, меньше чем в некоторых поселках области. Тоскливый
ландшафт ждал меня, деревня забыта.. Зарастает... На местном кладбище записал фамилии, на ряду с обычними общерусскими
Смирновыми, Кулаковыми и т.д. Есть и типичные финно-угорские: Кишкинов,
Ельдин, Митов, Шаулина, Коковин, Рапакова, Баранчугов, Шорин.
Когда искали дорогу, в соседней
жилой деревне пьяный мужичок, выпавший из-за руля "шестерки", на вопрос о
Юмбалово махнул рукой, мол: туда езжайте, и, тряхнув указательным
пальцем, будто погрозив, хитро прищурившись протянул:
"Юмбалово.. Юмбалово.. это наше.. наше.."
Автор: Влад Цезарь Фото: Влад Цезарь
|