Этим дизайном я Андю Мерянь начинаю серию работ которую условно назвал "Мерянский Космос". Посвящена она будет верованиям древней Мери. За основу будут взяты верования ближайших финнских народов, в частности МТР (Марийская Традиционная Религия) , а так же верования и культура локальных групп русского народа (Например кацкарей).
Первый дизайн посвящен Владыке неба - Юмолу ( Kugo-Jumo у мари, Jumala у финнов, Jumal у эстонцев, Йомал у коми, Юмбел у саамов ) Юмол - Юмал древнейший бог неба и грома. Ему, как высшему божеству, приписывается создание Мира; ему род людской обязан и счастливыми днями весны, и правильной сменой дня и ночи; он же производит гром и посылает молнию. Люди — тоже создания Юмола; в тяжёлой болезни его призывают на помощь. Его эпитетами являются Ylijumala — высший бог и Укко ( Ukko) — старец. В некоторых местах на были употребительны выражения: «Kost’Jumala» («Спасибо!») и «Jumala-gá» («С Богом!»). Со временем расширяясь в значении, это слово в конце концов стало обозначать вообще сильного и могущественного Бога.
Юмол пребывает в своем небесном доме на золотом престоле, откуда ему видны все дела людей.
В одном из мифов кузнец, никогда не бравший плату за труд, после смерти попадает к Юмолу, который в награду за бескорыстие кузнеца обещает выполнить его любое желание. Кузнец просит посидеть на золотом стуле Юмола, откуда ему мгновенно открываются все дурные поступки и мысли людей. Ужаснувшись увиденному, кузнец падает со стула, и Юмол возвращает его обратно на землю (ср. сходный сюжет в русских апокрифических легендах: мужик попадает на небо, занимает божье место и видит, что делается на земле).
Согласно представлениям мари, Юмол сидит на гигантском дубе «куго тумо» (сходный миф имеется у эрзян: верховный бог Чам-паз спит на Мировом дереве тридцать лет, пока у него не начинает болеть сустав правой ноги).
Преследуя злого духа Йына(Керемета) в грозовых тучах, Юмол мечет в него камни и молнии-стрелы (nölö-pikš, букв. «стрелы с костяными наконечниками» — ср. финск. nuoli, стрела; праур. *pekše, лук). Своей золотой шапкой Юмо освещает мир, с помощью громадного молота (nöšle < праур. *nušja) выбивает искры из небесного камня, порождая добрых духов. Позднее Юмо превращается в зажиточного земледельца, имеющего богатое хозяйство и множество скота. Работая от зари до зари, он требует того же от дочери и сына.
Некоторые объекты верхнего мира имеют непосредственное отношение к образу верховного божества: юмон шулдыр — крылья Юмо; юмон кудо — жилище Юмо; юмон тул — огонь Юмо; юмон кудо пече — ограда жилища Юмо; юмон ушкал — корова (скот) Юмо, а также спускаемые через отверстие в небе богами лёнгё — качели.
В марийских мифах о творении сохранились древнейшие прауральские мотивы: утка, шуэ (букв. «утка» < праф.-уг. *soδ’ka, вид утки, чаще однако ludo, ср. финск. lintu, эст. lind, птица) прилетает на поверхность Мирового океана и сносит два яйца (мар. муно < праур. *muna; ср. сходный мотив, связанный с калевальской Ильматар). Из них в облике селезней вылупляются два брата — Юмо и Йын. Селезни попеременно ныряют на дно океана и достают оттуда ил: так создается земля. На земле Юмо творит людей и животных, наделяя их судьбой, а Йын мешает творению. За это Юмо навсегда изгоняет брата под землю и запирает в преисподней и он становится богом Пекла.
|