Суббота, 16.11.2024, 00:27 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2010 » Сентябрь » 6 » Юмол - Мерянский Космос
10:23
Юмол - Мерянский Космос
http://merjamaa.ucoz.ru/foto/umol.jpg
 
Этим дизайном я Андю Мерянь начинаю серию работ которую условно назвал  "Мерянский Космос". Посвящена она будет верованиям древней Мери. За основу будут взяты верования ближайших финнских народов, в частности  МТР (Марийская Традиционная Религия) ,  а так же верования и культура локальных групп русского народа (Например кацкарей).

Первый дизайн посвящен Владыке неба - Юмолу  (Kugo-Jumo у мари, Jumala у финнов, Jumal  у эстонцев, Йомал у коми, Юмбел у саамов ) Юмол - Юмал  древнейший бог неба и грома.  Ему, как высшему божеству, приписывается создание Мира; ему род людской обязан и счастливыми днями весны, и правильной сменой дня и ночи; он же производит гром и посылает молнию. Люди — тоже создания Юмола; в тяжёлой болезни его призывают на помощь. Его эпитетами являются Ylijumala — высший бог и Укко (Ukko) — старец. В некоторых местах на  были употребительны выражения: «Kost’Jumala» («Спасибо!») и «Jumala-gá» («С Богом!»). Со временем расширяясь в значении, это слово в конце концов стало обозначать вообще сильного и могущественного Бога.
 

Юмол пребывает в своем небесном доме на золотом престоле, откуда ему видны все дела людей.

В одном из мифов кузнец, никогда не бравший плату за труд, после смерти попадает к Юмолу, который в награду за бескорыстие кузнеца обещает выполнить его любое желание. Кузнец просит посидеть на золотом стуле Юмола, откуда ему мгновенно открываются все дурные поступки и мысли людей. Ужаснувшись увиденному, кузнец падает со стула, и Юмол возвращает его обратно на землю (ср. сходный сюжет в русских апокрифических легендах: мужик попадает на небо, занимает божье место и видит, что делается на земле).

Согласно представлениям мари, Юмол сидит на гигантском дубе «куго тумо» (сходный миф имеется у эрзян: верховный бог Чам-паз спит на Мировом дереве тридцать лет, пока у него не начинает болеть сустав правой ноги).

Преследуя злого духа Йына(Керемета) в грозовых тучах, Юмол мечет в него камни и молнии-стрелы (nölö-pikš, букв. «стрелы с костяными наконечниками» — ср. финск. nuoli, стрела; праур. *pekše, лук). Своей золотой шапкой Юмо освещает мир, с помощью громадного молота (nöšle < праур. *nušja) выбивает искры из небесного камня, порождая добрых духов. Позднее Юмо превращается в зажиточного земледельца, имеющего богатое хозяйство и множество скота. Работая от зари до зари, он требует того же от дочери и сына.

Некоторые объекты верхнего мира имеют непосредственное отношение к образу верховного божества: юмон шулдыр — крылья Юмо; юмон кудо — жилище Юмо; юмон тул — огонь Юмо; юмон кудо пече — ограда жилища Юмо; юмон ушкал — корова (скот) Юмо, а также спускаемые через отверстие в небе богами лёнгё — качели.

В марийских мифах о творении сохранились древнейшие прауральские мотивы: утка, шуэ (букв. «утка» < праф.-уг. *soδ’ka, вид утки, чаще однако ludo, ср. финск. lintu, эст. lind, птица) прилетает на поверхность Мирового океана и сносит два яйца (мар. муно < праур. *muna; ср. сходный мотив, связанный с калевальской Ильматар). Из них в облике селезней вылупляются два брата — Юмо и Йын. Селезни попеременно ныряют на дно океана и достают оттуда ил: так создается земля. На земле Юмо творит людей и животных, наделяя их судьбой, а Йын мешает творению. За это Юмо навсегда изгоняет брата под землю и запирает в преисподней и он становится богом Пекла.

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 2890 | Добавил: merja | Рейтинг: 5.0/1
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство Социология
Статистика
Яндекс.Метрика