Понедельник, 23.12.2024, 10:32 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2019 » Февраль » 1 » Ювелирные изделия финно-угорского типа из раскопок «рубленого города» Ярославля
11:51
Ювелирные изделия финно-угорского типа из раскопок «рубленого города» Ярославля

Раскопки 2008 г. на территории «Рубленого города» Ярославля, проведенные Ярославской археологической экспедицией ИА РАН, автор исследования А.   В.   Энговатова (2009), позволили получить коллекцию изделий из цветного металла, состоящую из более чем 200 предметов; часть находок относится к  ювелирным украшениям (85 изделий), треть из которых происходит из заполнения построек и археологических объектов конца XII – XIV в.

Коллекцию ювелирных изделий, которую мы можем связать с городской культурой  Ярославля  этого  периода,  представлена  довольно  традиционным набором украшений, характерным для городской среды: прежде всего это изделия, имеющие аналогии в финно-угорских материалах, а также копирующие украшения более высоких в социальном плане слоев городского населения – предметы так называемой городской моды (50 % от найденных украшений).

Они были изучены с целью получения данных о способах их изготовления и химического состава металла 1.


Рис. 1. Украшения финно-угорского типа из раскопок
на территории «Рубленого города» Ярославля (раскопки А. В. Энговатовой, 2008 г.)

Трасологическое исследование ювелирных изделий в основном включало в  себя изучение поверхности предметов, выполнявшееся с помощью бинокулярного микроскопа Motic BA-300 (×4), с целью фиксации следов технических операций; фотофиксация проводилась с использованием цифровой камеры Moticam 2300 (принудительное увеличение × 0,5). Исследование химического состава цветного металла анализируемой выборки выполнялось неразрушающим способом по методу безэталонного рентгено-флюоресцентного анализа (РФА) на портативном переносном анализаторе (РЛП-3) 2 и спектрометре M1 Mistral (Bruker) 3.

Подробный анализ полученных результатов приведен в сводной статье по химическому составу цветного металла из раскопок на «Стрелке» Ярославля; эти данные используются для характеристики ювелирных изделий (Зайцева, Сапрыкина, в печати). В рамках данной публикации подробно рассматривается только характеристика легкоплавких сплавов Ярославля конца XII – XIV в. (таблица).

Украшения, имеющие аналогии в финно-угорском материале, представлены преимущественно подвесками (рис. 1). Зооморфные подвески (No 358, 296) 4, многочисленные аналогии которым имеются в финно-угорской среде, хорошо известны в городских и сельских памятниках Древней Руси. В слоях Новгорода, к примеру, время их бытования определяется довольно широко, а основная масса находок зооморфных подвесок происходит из слоев XI – начала XII в. (Коновалов, 2008. С. 36). При этом отмечается, что для Новгорода время их бытования может быть отнесено и к концу XIII – середине XIV в.; изготавливались они на месте (Сингх, 2011. С. 235, 236. Рис. 3, 4, 5).

В качестве характерной черты новгородских экземпляров исследователи называют некоторую «тупоносость» морд коньков, этот же признак присущ ярославскому экземпляру (No   296).

К переходному типу подвесок «коньки-птицы» относится подвеска No 358, датирующаяся XII–XIII вв. (тип XIX по Е. А. Рябинину); основная масса находок таких подвесок происходит с территории Костромского Поволжья (Рябинин, 1981. С. 35, 38, 117. Табл. ХХ).

Подвески изготовлены традиционным для финно-угорского мира методом литья  по  выплавляемой  модели;  в  данном  случае  использован  метод  литья со  сложной разветвленной системой литников, где для отливки использовалась сборная модель (Сапрыкина, 2010. С. 15, 16). Формовка тела подвески происходила на специально изготовленном для конкретной модели валике (вероятно, глиняном). Все дополнительные декоративные и функциональные элементы изготовлены из провощенной нити, для чего использовались нити различного диаметра (от 1 до 2,1 мм). Отверстие на подвеске No 358 просверлено на готовом изделии. Все дефекты, которые отмечены на нем, характерны для украшений, изготовленных по выплавляемой модели.

Деталью шумящей подвески может быть ромбовидная привеска (No 389), к  ушку которой присоединено S-видное звено цепи. Привеска отлита в составной форме по оттиску готового изделия, фиксируются отдельные дефекты литья (недоливы в месте стыка с ушком). На отливку «перешла» часть рифления, расположенного на бордюре подвески. Вероятно, «модель» для привески была получена литьем по выплавляемой модели, по аналогии с техникой изготовления ромбовидной привески No 1368. Здесь хорошо фиксируется использование техники резания изделия на восковой пластине с подкладным шаблоном: в центральной части подвески сохранился след от подкладного шаблона, сформировавшего своеобразное «ребро жесткости». Ушко привески имеет дефект (разрыв), который мог возникнуть как на этапе изготовления выплавляемой модели, так и на этапе литья.

К деталям шумящих подвесок относятся и небольшие привески-колокольчики, к которым присоединены звенья цепочек (No 337 и 1292), изготовленные также в технике литья по выплавляемой модели. Способ изготовления звеньев цепочек-держателей в подобных украшениях традиционен: на примере No 1063 видно, что каждое отдельное звено изготовлено из провощенной нити, вставлено в следующее, и каждое имеет следы присоединения отдельного литника, вместе с другими входящего в сложную литниковую систему.

Треугольный щиток шумящей подвески с кольцами для привесок (No 1505) изготовлен литьем по оттиску готового изделия, которое, в свою очередь, было получено литьем по выплавляемой модели. Нижняя часть колец для привесок сильно утончена; вероятно, это следы длительного ношения, перешедшие на  отливку с «матрицы». Орнаментальные детали, расположенные на лицевой стороне подвески, залощены, дополнительно после отливки не проработаны.

Звено цепочки, служившее фиксатором для следующей детали подвески, также было изготовлено литьем по оттиску; на ребрах звена хорошо заметны следы литейного шва. Крайнее звено было заменено на проволоку диаметром 1 мм, изготовленную ковкой, рубкой и гибкой дрота круглого сечения, вероятно, уже в процессе использования подвески.

Следует отметить, что в материалах раскопов, расположенных на Стрелке Ярославля, в частности на участке предполагавшегося строительства отеля Mariott по адресу: Волжская наб., д. 1 (работы 2007–2008 гг., автор исследований А. В. Энговатова), также присутствуют украшения, имеющие аналогии в финно-угорской среде. От общего количества ювелирных изделий, найденных в ходе раскопок на Стрелке, эти украшения составляют не более 10 %; в основном они представлены шумящими подвесками, в том числе плоских форм.

Источники:

1  Автор выражает свою искреннюю признательность А. В. Энговатовой за предоставленную возможность работы с данным материалом.
2  Анализ выполнен Р. А. Митояном, кафедра геохимии геологического факультета
МГУ им. М. В. Ломоносова (пробы 1108–1150; таблица).
3  Анализ выполнен Г. Б. Кузнецовым, Bruker-Nano, Москва. Расчет спектров проводился автором исследования (пробы 13–40; таблица).
4  Номера исследуемых украшений даны по полевой описи и соответствуют номерам, помещенным под изображением конкретного предмета на рисунках.

Автор: И. А. Сапрыкина. Ювелирные изделия из раскопок «рубленого города» Ярославля
Источник: Краткие сообщения Института археологии. Выпуск 232. 2014

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 2908 | Добавил: merjanyn | Теги: финно-угры, ярославль, Древняя Русь, археология, шумящие подвески, меря, Язычество, мерянский | Рейтинг: 5.0/4
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография Плёс общество дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство Социология
Статистика
Яндекс.Метрика