Главная » 2015»Ноябрь»12 » "Хранители наследия" - Разрушение собора это нарушение прав человека
15:43
"Хранители наследия" - Разрушение собора это нарушение прав человека
В Ростове Великом продолжаются попытки общественных активистов спасти уникальный Богоявленский собор XVI века построенный на месте где некогда стоял каменный идол Велеса, которому поклонялись финно-угры меря - автохтонные жители Залесской земли. По преданию, мерянская кумирня была разрушена благодаря апостолу Иоанну Богослову, который явился сюда после молитвы отшельника Авраамия и дал ему жезл которым был сокрушён идол. На месте языческой святыни появилась святыня православная: отшельник построил храм и основал монастырь.
Отчаявшись добиться оперативных действий областных властей по спасению уникального Богоявленского собора XVI века в Ростове Великом, градозащитники обратились к Уполномоченному по правам человека в Ярославской области. Такая мера практикуется общественными активистами нечасто, но и ситуация в Авраамиевом монастыре сложилась чрезвычайная. Можно было бы сказать, что вдобавок и парадоксальная, если бы речь шла о чем-то менее ценном, чем один из древнейших памятников на территории Ярославского Залесья, один из первых многопридельных храмов Московии.
Часть соборных стен и сводов рухнула… во время реставрации. Все произошло еще 13 августа, компетентная комиссия побывала на месте событий – только через две недели. Специалисты московской фирмы-подрядчика ООО «Эшелъ» вообще просто уехали: срок контракта весьма кстати истек, а то, что Акт выполненных работ монастырь не подписал, видимо, их не беспокоило.
И… памятник XVI века просто оставили рушиться дальше?
Видеоролик с комментарием Александра Мельника, заведующего архитектурным отделом ГМЗ "Ростовский кремль"
Ровно три месяца минуло с момента культурного ЧП. С тех пор ничего не изменилось в лучшую сторону. Похоже, что зиму храм будет встречать без окон, дверей и частично без крыши.
Вот как описали градозащитники состояние собора в обращении в Министерство культуры РФ и в Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области (есть в распоряжении редакции):
«13 августа 2015 г. обрушились своды и часть стен второго яруса южной и часть западной галереи.
Сейчас работы на памятнике не ведутся. Собор оставлен в зиму в аварийном и незаконсервированном состоянии. Настенная живопись XVIII века осыпается, должного ухода для сохранения живописи не ведется. Храм открыт всем ветрам - окна не закрыты, оконные заполнения отсутствуют, внутрь собора проникает ветер, дождь и снег, на южной галерее нет крыши, уложена только дырявая полиэтиленовая пленка по деревянной обрешетке.
Вода сквозь дыры льется внутрь храма на своды, на стены, на живопись. На полу лужи глубиной 5-10 см. В таком состоянии собор входит в зиму. Это - просто катастрофа для памятника, тем более, находящегося в таком тяжелейшем техническом состоянии. Влага, которая попадает в кирпичную кладку, при замерзании, будет рвать кладку, разрушать своды и стены. Внутри храма нет ни одного маячка, хотя трещин полно, в т.ч. самые опасные- продольные трещины внутри стен!
Мы считаем, что должного контроля за динамикой деформаций конструкций собора не ведется. Беспокоит также наличие огромных участков перекладки стен и сводов. Все так называемые противоаварийные работы- просто насмешка над памятником. Деревянные стойки-подпорки на 2 этаже южной галереи ничего не держат, а просто висят в воздухе. Металлические связи на 2-ом этаже, протянутые сквозь внутренне пространство собора, закрепленные снаружи досками поперек окон - это одна только видимость. Они не работают. Часть связей оборвана и валяется на полу, а часть провисла, и при натягивании, дрыгается, хотя должны быть натянуты, как струна и каждые полгода должны проверяться специалистами и натягиваться».
Минкультуры РФ ответило на обращение.
«Мне написали, что Министерство готово рассмотреть возможность предоставить финансовые средства на противоаварийные работы, но только после получения проектно-сметной документации и акта с участием представителя МЧС,
- говорит Ольга Мазанова, член правления Ярославского отделения Союза архитекторов России.
– Безусловно, это разумное требование. Но такие процедуры – небыстрые и длятся месяцами. В каком состоянии тогда окажется собор? Необходимо привлечь лучших архитекторов-реставраторов страны, провести консилиум по комплексному обследованию инженерного состояния собора, принятию адекватных мер по консервации уникального памятника, чтобы остановить его разрушение. Необходимо устроить хотя бы временную крышу над южным приделом, чтобы вода через дыры не лилась в храм. Также необходимо принять меры по спасению настенных росписей XVI-XVIII веков в интерьерах, хотя бы срочно закрыть окна и двери, чтобы не допустить попадания осадков и ветра внутрь памятника».
Видеоролик с комментарием Александра Мельника, заведующего архитектурным отделом ГМЗ "Ростовский кремль"
В Департаменте охраны объектов культурного наследия Ярославской области градозащитникам в устной форме сообщили, что сейчас готовится план срочных противоаварийных работ.
Но возникает вопрос, а что же, собственно, делали в 2015 году на объекте реставраторы?
Согласно письму в Минкультуры РФ от игумении Миропии (есть в распоряжении редакции)
- «Все выполняемые работы на объекте культурного наследия Собор Богоявленский 1553 г., в 2015 году, по стенам южного и западного притворов, являлись согласно проектной документации и заключения государственной экспертизы противоаварийными».
Выходит, что авария произошла там, где шли противоаварийные работы. Заметим, что к моменту визита общественных активистов в собор в октябре – на местах рухнувших фрагментов красовалась новенькая кирпичная кладка.
Видеоролик с комментарием Александра Мельника, заведующего архитектурным отделом ГМЗ "Ростовский кремль"
«Есть ощущение, что подрядчик стремился освоить выделенные деньги. Непонятно, где был авторский надзор? Почему стали делать не первоочередные работы, а занялись перекладкой стен? На эти вопросы обязательно нужно получить ответы. Но сначала важно законсервировать памятник»,
- заявил градозащитник Денис Георгиевский в эфире радио «Россия-Ярославль».
Еще один парадокс ситуации – в том, что «освоены» деньги не полностью. Опять-таки согласно письму игумении Миропии, осталось еще больше 5,8 млн рублей. В документе говорится, что «Эшелъ», «незаконно и необоснованно преподнося сложившиеся обстоятельства в качестве форс-мажорных, пытается прекратить проведение ремонтно-реставрационных работ, несмотря на полученный ранее денежный аванс, значительно превышающий объем выполненных на сегодняшний день данной организацией работ по государственному контракту». И причины, по которым подрядчик просто бросил памятник XVI века, и расходование имевшихся средств, как и использование оставшихся - также имеют непосредственное отношение к случившемуся. Во всяком случае, Уполномоченный по правам человека в Ярославской области Сергей Бабуркин, побывав в Авраамиевом монастыре в начале ноября, после осмотра собора заявил, что будет подготовлено комплексное экспертное заключение и запросы в уполномоченные инстанции. Ведь разрушение древнего памятника не просто нарушает право человека на доступ к культурным ценностям, а попросту лишает гражданина – и права, и возможности.
Досье Merjamaa.
Предание об основании монастыря содержится в Житии Авраамия Ростовского. Согласно преданию, на этом месте некогда стоял каменный идол Велеса, которому поклонялись древние меряне, финно-угорский народ ставший основой для появления в средневековье русских. Идол был разрушен благодаря апостолу Иоанну Богослову, который явился сюда после молитвы отшельника Авраамия и дал ему жезл: им и был сокрушён идол.
На месте поверженной языческой святыни отшельник построил храм и основал монастырь.
Жезл Авраамия долгое время хранился в монастыре. Перед походом на Казань царь Иоанн Грозный совершил паломничество в монастырь и взял отсюда жезл Авраамия. После захвата Казани московский царь в 1553—1555 годах построил в монастыре собор во имя Богоявления Господня — один из наиболее ранних памятников обетного строительства, предпринятого Иоанном IV по взятии Казани (1552); также один из первых многопрестольных храмов средины XVI века, в которых программа посвящений получает выражение в устройстве придельных церквей.
В смутное время монастырь был разграблен литвой. В середине XVII века при архимандрите Ионе возведены каменные Введенская (1650) и надвратная Никольская (конец XVII века) церкви. В 1914 году на территорию обители были временно переведены Евфросиниев полоцкий женский монастырь, Витебское епархиальное училище; насельники же переселились в ростовский Спасо-Яковлевский монастырь. В 1923 году в монастыре верующие окрестных слобод организовали религиозную общину, первым настоятелем которой стал архимандрит Неофит (Коробов). 3 марта 1926 года здания монастыря были официально переданы Ростовскому музею древностей, однако община продолжала существовать до 16 июля 1929, когда постановлением Президиума ВЦИК она была ликвидирована. После её закрытия духовенство, окормлявшее членов общины, перешло служить в Успенский собор Ростова.
В 1990-х годах обитель возрождена: в 1993 в монастыре было учреждено подворье храма Нерукотворного образа Спасителя московского Андроникова монастыря, преобразованное в 1994 в Патриаршее подворье.
Автор: Евгения Твардовская
Фото: предоставлены Ольгой Мазановой