ХРИСТОС ЁЛЯЙ! ШАТ ЁЛЯЙ! В день святой Пасхи мерянские краеведы из Москвы и Костромы посетили великую православную святыню Ростовской земли - Животворящий крест Господень. Почти шесть столетий в ростовской
глубинке, среди болот и озер, хранится одна
из величайших древностей нашей земли -
Животворящий Крест Господень. Болота из-за
того, что их частично осушили и проложили
через них дороги, перестали быть
непроходимыми, а потому к Кресту, в село
Годеново, теперь может попасть всякий, кто
поимеет желание. Из-за доступности святыни
ореол таинственности Креста, возможно, не
так ярок, как в прошлом. Тем не менее книга
Чудес, явленных Им, неуклонно пополняется
новыми свидетельствами…
В
Петровске, как
и положено, мы свернули по указателю на Караш,
а затем на Годеново. Сразу за Петровском
местность холмиста и заподозрить в ней
наличие больших болот можно не сразу.
Только когда сворачиваешь к поселку
Приозерному, взору открываются
захватывающие дух виды. Здесь очень красиво.
Сам
поселок Приозерный стоит на большом
песчаном всхолмлении, находящемся
посередине болота, которое в древности было
озером. Еще лет 60 назад на территории этого
болота существовали три озера -
Кашниново, Осоево и Годеново. После
мелиорации советского времени озера
превратились в лужи, а само болото было
сильно осушено.
Светлана
Чернецова пишет в
своей заметке: В древних стихотворениях, изданных Ф.П.
Ключарёвым есть
повесть, рассказывающая о подвигах богатыря Ивана Гаденовича, жившего
во времена князя Владимировича, но родившегося
под Ростовом, как утверждают народные предания в
одном из селении близ нынешнего г. Петровска. Селение это располагалось
на берегу или около озера
Годенова (Годен – озера).
В книге изданной в 1830 г.
М.Н. Макаровым «Журнал пешеходцев из Москвы до Ростова и обратно»
говориться, что богатырь Иван Гаденович после завершения своей ратной
службы вернулся в родные края, где был и похоронен «… где-то близ
монастыря Борисоглебского».
Макаров пишет, что здешние
старики в начале
19 века с хвастовством вспоминали о невероятной силе этого богатыря. Там
же говориться, что ещё в конце 18 века у некого помещика Переславского
уезда в качестве железного листа от летящих искр перед камином
использовалось т.н. «годеновичево ребро». Сам же М.Н. Макаров и даёт
объяснение этому «ребру», определяя его как кость мамонта, но, тем не
менее, это очень наглядный факт, иллюстрирующий стойкость и живучесть
преданий о древних богатырях и панах-великанах среди местного населения. Тем более,
что Иван Годенович, был далеко не единственным богатырем жившим в районе
Ярославского Поволжья. В той же работе Макаров упоминает некую
крестьянскую сказку, рассказывающую «…о богатыре, чернокнижнике-скворце и
почти князе – Воймиге». Макаров определяет Воймигу, как ростовского
тиуна, жившего одновременно с другим княжим наместником - Путарой.
Отмечая, что недалеко от Ростова в Суздальской земле течёт речка с
названием Воймига.
Остатки этого самого
Годен-озера мы без труда нашли. Годен-озером вы можете
полюбоваться на космическом снимке и сделанной нами фотографии. Все три
озера и сейчас видны на нем.
Вид на Годен-озеро
В
1885 году в селе
Годеново ростовский историк Андрей Александрович Титов
обнаружил интересное свадебное причитание,
вот что он пишет в своей книге 1885 года
издания: "Ещё не так давно из деревни
Захарово (Годеновского Прихода) выдавали
замуж девицу в деревню Баскач (того же
прихода) обе эти деревни находятся в виду
села Годеново и Годен-озера, а между ними
лежала в то время роща Пономарово, которая и
заслоняла собой одну деревню от другой.
Отправляясь после венца с своей родины на
новое место жительства, молодуха причитала
таким образом: "Ты красен Баскач, Годен
Батюшка, вы срубитко те Пономарово, что бы
знать было Захарово".
В
этом обращении к Годен-озеру с
наименованием его Батюшкой так и слышаться
следы старинного верования в него, как в
священное место. Не есть ли это отголосок
верований мерян - древнейших обитателей
Ростовской земли или, по крайней мере,
верований поздних ростовцев, в которых мало-помалу превратилось
мерянское племя?
Однако село Годеново удивительно не только древним озером и сказаниями про панов-великанов. Иной
лихой водитель может промчаться мимо по
дороге, спеша по неотложным делам, глянет
мельком в сторону стоящего на холме храма и не догадается, что живет там
древняя святыня Ростовской земли -
Животворящий крест Господень.
История
этого креста - история
знамения с Неба. Явился он в 1423 году - эту дату называет
летописец, повествуя о животворящем Кресте.
И не только год, но и день - 29 мая (11 июня по
новому стилю). На лугах болота Сахта (слово сахта переводится как торфяное болото) пасли
местные мерянские пастухи скот. Пасли и
пасли, дело привычное, знакомое. И вдруг
увидели они в глубине болота большой столб
света. Удивились, откуда быть свету там, где
не всяк человек ходит, засосет болотная
жижа. А столб необъяснимого света стоял и
стоял. Звал, манил к себе. Постояли, подумали
пастухи и пошли. Прошли по великим топям,
прыгая с кочки на кочку, и увидели Крест.
А
рядом на острове среди болотной топи (Языческая
молельня на острове?) стоящего Николу-бога.
Страх подкосил ноги пастухов, рухнули они
перед чудом в священном месте. А когда
пришли в себя, услышали голос исходящий от
Креста: "Будет на сем месте благодать
Божия и церковь. Исцеления многие будут..."
Быстро разнеслась окрест весть о явлении
Креста. Местное мерянское общество выбрало
представителей идти к Ростовскому епископу дабы
просить благословения на строительство
храма.
Благословенная грамота была получена:
строить храм во имя Николы, с пределом - в
честь Животворящего Креста. Много явных
чудес и знамений происходило, пока строился
храм.
Животворящий Крест Господень в Никольском Погосте Ростовского уезда (издание Д.А.Иванова, начало XX века).
Летопись рассказывает об этом
подробно. Торжественно освятили его и
водрузили в нем чудотворный образ Распятия
Христова по правую руку от Царских врат, а
икону Николы-бога - по левую. "Будут
многие исцеления и чудеса от Животворящего
Креста..." - услышали пастухи Никольского
погоста, когда обретали Крест. Деревянный храм Никольского погоста
просуществовал до 1776 года. На его месте
построили каменный.
Паломники ехали к
Кресту со всех концов Залесской земли,
просили помощи, утешения, исцеления,
здравия, мистических вразумлений. Но...
Это "но" как высокий бугорок на пути
почти всех Народных святынь. Через него не
перескочить с разбега, а только усилием памяти перебраться можно...
Пришли годы
русской Революции. Вместе с
уничтожением прогнившего царизма были разорены и многие народные
святыни. Чудотворная икона Николы куда-то
исчезла. Животворящему Кресту повезло
больше. Одна местная жительница решила
унести Крест, понимая, что его не оставят в
покое. И так
Крест из Никольского погоста ушел в Годеновскую
церковь святителя Иоанна Златоуста.
Сейчас
в Годеново подворье Свято-Николаевского
Переславского женского монастыря. Здесь в
храме святителя Иоанна Златоуста и
находится ныне Животворящий
Крест...
PS
При церкви в Годеново
существует старое, тихое кладбище. Всмотритесь в эти простые и
удивительные финские лица...