Воскресенье, 17.11.2024, 05:50 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2013 » Май » 6 » ХРИСТОС ЁЛЯЙ! ШАТ ЁЛЯЙ! Путешествие к Животворящему кресту Господню
13:23
ХРИСТОС ЁЛЯЙ! ШАТ ЁЛЯЙ! Путешествие к Животворящему кресту Господню

ХРИСТОС ЁЛЯЙ! ШАТ ЁЛЯЙ! В день святой Пасхи мерянские краеведы из Москвы и Костромы посетили великую православную святыню Ростовской земли - Животворящий крест Господень. Почти шесть столетий в ростовской глубинке, среди болот и озер, хранится одна из величайших древностей нашей земли - Животворящий Крест Господень. Болота из-за того, что их частично осушили и проложили через них дороги, перестали быть непроходимыми, а потому к Кресту, в село Годеново, теперь может попасть всякий, кто поимеет желание. Из-за доступности святыни ореол таинственности Креста, возможно, не так ярок, как в прошлом. Тем не менее книга Чудес, явленных Им, неуклонно пополняется новыми свидетельствами…



В Петровске, как и положено, мы свернули по указателю на Караш, а затем на Годеново. Сразу за Петровском местность холмиста и заподозрить в ней наличие больших болот можно не сразу.
Только когда сворачиваешь к поселку Приозерному, взору открываются захватывающие дух виды. Здесь очень красиво.

Сам поселок Приозерный стоит на большом песчаном всхолмлении,  находящемся посередине болота, которое в древности было озером. Еще лет 60 назад на территории этого болота существовали три озера - Кашниново, Осоево и Годеново. После мелиорации советского времени озера превратились в лужи, а само болото было сильно осушено. 
Светлана Чернецова пишет в своей заметке: В древних стихотворениях, изданных Ф.П. Ключарёвым есть повесть, рассказывающая о подвигах богатыря Ивана Гаденовича, жившего во времена князя Владимировича, но родившегося под Ростовом, как утверждают народные предания в одном из селении близ нынешнего г. Петровска. Селение это располагалось на берегу или около озера Годенова (Годен – озера).  В книге изданной в 1830 г. М.Н. Макаровым «Журнал пешеходцев из Москвы до Ростова и обратно» говориться, что богатырь Иван Гаденович после завершения своей ратной службы вернулся в родные края, где был и похоронен «… где-то близ монастыря Борисоглебского».

Макаров пишет, что здешние старики в начале 19 века с хвастовством вспоминали о невероятной силе этого богатыря. Там же говориться, что ещё в конце 18 века у некого помещика Переславского уезда в качестве железного листа от летящих искр перед камином использовалось т.н. «годеновичево ребро». Сам же М.Н. Макаров и даёт объяснение этому «ребру», определяя его как кость мамонта, но, тем не менее, это очень наглядный факт, иллюстрирующий стойкость и живучесть преданий о древних богатырях и панах-великанах среди местного населения. Тем более, что Иван Годенович, был далеко не единственным богатырем жившим в районе Ярославского Поволжья. В той же работе Макаров упоминает некую крестьянскую сказку, рассказывающую «…о богатыре, чернокнижнике-скворце и почти князе – Воймиге». Макаров определяет Воймигу, как ростовского тиуна, жившего одновременно с другим княжим наместником - Путарой. Отмечая, что недалеко от Ростова в Суздальской земле течёт речка с названием Воймига.
Остатки этого самого Годен-озера мы без труда нашли. Годен-озером вы можете полюбоваться на космическом снимке и сделанной нами фотографии. Все три озера и сейчас видны на нем. 


Вид на Годен-озеро





В 1885 году в селе Годеново ростовский историк Андрей Александрович Титов обнаружил интересное свадебное причитание, вот что он пишет в своей книге 1885 года издания: "Ещё не так давно из деревни Захарово (Годеновского Прихода) выдавали замуж девицу в деревню Баскач (того же прихода) обе эти деревни находятся в виду села Годеново и Годен-озера, а между ними лежала в то время роща Пономарово, которая и заслоняла собой одну деревню от другой. Отправляясь после венца с своей родины на новое место жительства, молодуха причитала таким образом: "Ты красен Баскач, Годен Батюшка, вы срубитко те Пономарово, что бы знать было Захарово". 



В этом обращении к Годен-озеру с наименованием его Батюшкой так и слышаться следы старинного верования в него, как в священное место. Не есть ли это отголосок верований мерян - древнейших обитателей Ростовской земли или, по крайней мере, верований поздних ростовцев, в которых мало-помалу превратилось мерянское племя?

Однако село Годеново удивительно не только древним озером и сказаниями про панов-великанов. Иной лихой водитель может промчаться мимо по дороге, спеша по неотложным делам, глянет мельком в сторону стоящего на холме храма и не догадается, что живет там древняя святыня Ростовской земли - Животворящий крест Господень. 


История этого креста - история знамения с Неба. Явился он в 1423 году - эту дату называет летописец, повествуя о животворящем Кресте. И не только год, но и день - 29 мая (11 июня по новому стилю). На лугах болота Сахта (слово сахта переводится как торфяное болото) пасли местные мерянские пастухи скот. Пасли и пасли, дело привычное, знакомое. И вдруг увидели они в глубине болота большой столб света. Удивились, откуда быть свету там, где не всяк человек ходит, засосет болотная жижа. А столб необъяснимого света стоял и стоял. Звал, манил к себе. Постояли, подумали пастухи и пошли. Прошли по великим топям, прыгая с кочки на кочку, и увидели Крест.



А рядом на острове среди болотной топи (Языческая молельня на острове?) стоящего Николу-бога. Страх подкосил ноги пастухов, рухнули они перед чудом в священном месте. А когда пришли в себя, услышали голос исходящий от Креста: "Будет на сем месте благодать Божия и церковь. Исцеления многие будут..."

Быстро разнеслась окрест весть о явлении Креста. Местное мерянское общество выбрало представителей идти к Ростовскому епископу дабы просить благословения на строительство храма. Благословенная грамота была получена: строить храм во имя Николы, с пределом - в честь Животворящего Креста. Много явных чудес и знамений происходило, пока строился храм.


Животворящий Крест Господень в Никольском Погосте Ростовского уезда (издание Д.А.Иванова, начало XX века).

Летопись рассказывает об этом подробно. Торжественно освятили его и водрузили в нем чудотворный образ Распятия Христова по правую руку от Царских врат, а икону Николы-бога - по левую. "Будут многие исцеления и чудеса от Животворящего Креста..." - услышали пастухи Никольского погоста, когда обретали Крест. Деревянный храм Никольского погоста просуществовал до 1776 года. На его месте построили каменный.

Паломники ехали к Кресту со всех концов Залесской земли, просили помощи, утешения, исцеления, здравия, мистических вразумлений. Но... Это "но" как высокий бугорок на пути почти всех Народных святынь. Через него не перескочить с разбега, а только усилием памяти перебраться можно...

Пришли годы русской Революции. Вместе с уничтожением прогнившего царизма были разорены и многие народные святыни. Чудотворная икона Николы куда-то исчезла. Животворящему Кресту повезло больше.  Одна местная жительница решила унести Крест, понимая, что его не оставят в покое. И так Крест из Никольского погоста ушел в Годеновскую церковь святителя Иоанна Златоуста.


Сейчас в Годеново подворье Свято-Николаевского Переславского женского монастыря. Здесь в храме святителя Иоанна Златоуста и находится ныне Животворящий Крест...

PS

При церкви в Годеново существует старое, тихое кладбище. Всмотритесь в эти простые и удивительные финские лица...


































Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 4828 | Добавил: merja | Теги: Животвтрящий Крест Господень, Годеново, Ростовская земля., меря | Рейтинг: 5.0/6
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство Социология
Статистика
Яндекс.Метрика