Суббота, 21.12.2024, 19:12 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2021 » Октябрь » 11 » Художественное и реальное пространства «Овсянок»
16:37
Художественное и реальное пространства «Овсянок»

Сюжет повести Дениса Осокина «Овсянки» разворачивается в Костромской области. Многие упомянутые в произведении географические объекты существуют и в реальном, внетекстовом пространстве. Они вступают в диалог с героями и читателем. Города оживают, желая странникам счастливого пути, не хотят (как Молочаи) выпускать их из своих объятий, заставляют ликовать и плакать. Из простого событийного фона локусы становятся отдельным художественным явлением.

Для того, чтобы точнее представить себе организацию художественного мира «Овсянок», проект «большоемаленькое» решил проследить и визуализировать маршрут мерянского писателя Аиста Сергеева, а также понять, как он соотносится с реальным географическим пространством Костромской области.


Кострома

Терминология

Но прежде, чем обратиться к тексту, поясним термины (их совсем немного, но мы уже запутались). Наиболее активными понятиями в категории пространства являются «топос» и «локус».

Топос (др. греч. τόπος — букв. «место») введён в употребление Эрнестом Курциусом. В античной риторике им обозначалось «хранилище аргументов», из которого можно было в любо й момент извлечь подходящую мысль. Например, аргументы можно было искать в области «человеческих свойств», «пола» и так далее. Переходя из области риторики в область литературы топос из аргумента становился устойчивым выражением. Некоторые топосы своим универсальным значением напоминают юнгиановские архетипы (например, топос «мальчика-старика»). Леонид Арбузов относил к топосам «общие места» средневековых текстов. Так или иначе, для нас (трактующих понятие в более узком смысле) важно, что топосы всегда имеют внешнюю, формальную заданность и находятся как бы вне времени-пространства конкретного текста. Наоборот, отдельный текст может попасть в тот или иной топос.


Река Нея

Локусы же имеют более узкие границы. Этот термин вошёл в научный язык благодаря Юрию Лотману. Локус, по Лотману, это некоторое функциональное поле, попадание в которое означает для героя попадание в конфликтную ситуацию. Вячеслав Океанский подразумевает под локусом ограниченное пространство в составе неограниченного.

Если топос —это место разворачивания смыслов (топос смерти, бытийный топос), то локус —конкретный пространственный образ, отсылающий к действительности.

Ниже под топосом будут подразумеваться открытые, не относящиеся к конкретному тексту пространства (река, лес), под локусом — точечные места, имеющие чёткую привязку к времени и конкретному тексту.

Меря

Особенно важными для повести являются топосы реки, болота, леса и города.

На территории Костромской области с середины XII века начало селиться древнее финно-угорское племя меря. Важным источником жизнедеятельности, как водится, были водоёмы.

    По берегам костромских рек люди строили городища, возводя из земли валы, увенчанные сверху деревянными стенами, и достигли в этом большого искусства. Может быть, эти крепости – след слияния, далеко не всегда мирного, господствовавших здесь в раннее время ананьинской и пьяноборской культур с поздней дьяковской, в результате которого на территории верхнего Поволжья, в том числе на земле будущей Костромской области стала складываться мерянская народность.

Река Нея — один из важнейших локусов «Овсянок». Во внетекстовой реальности эта река также существует. Она протекает через Чухломской, Галичский, Антроповский, Парфеньевский, Нейский и Макарьевский районы: «река нея — костромской лес. между вологодским и вятским лесами. нея впадает в унжу». Название реки, скорее всего, является наследием древних марийцев (меря, чудь) и переводится как «ней» — петляющая, «я» — река.


Город Кинешма

Маршрут

Так выглядит маршрут аиста сергеева и мирона алексеевича: Нея (родной город аиста) — Кадыя — Заволжск — переезжают Волгу по мосту — Кинешма —Юрьевец — Пучеж — Балахна — Молочаи — Ольгино — Богородск — Горбатов (Мещерская поросль) — Богородск — Молочаи (остановка в гостинице «Волжский откос») — Юрьевец — подъезд к Кинешме («на подъездах к кинешме мирон алексеевич сказал: пропала моя танюша»).


Маршрут из Неи в Мещёрскую поросль

Ниже мы приведём все перечисленные в тексте локусы.

аист сергеев следует в Нею из Костромы. именно в Костроме он покупает овсянок.

Нея находится между костромским и вологодским лесами, река Нея впадает в Унжу. Сто лет назад в этом месте был полустанок, в 1958 году его назвали городом.


Окрестности Галича

Галич Мерьский — на полпути от Костромы — стоит на берегу Галичского озера. севернее него находится Чухломское озеро и город Чухлома.

Город Горбатов стоит на оке, в 40 километрах от Нижнего Новгорода.

Сестренку и мать аиста везли хоронить из Кологрива в Ужугу.


Маршрут из Кологрива в Ужугу

Таня Овсянкина родилась в Вохме.

Кинешма « наша поэтическая столица. мы принюхиваемся к кинешемскому воздуху — и чувствуем: бесконечно свое. катятся слезы нежности».

Кочки — «главный наш город. это ростов на озере неро».
Художественное и реальное пространства «Овсянок», изображение №8

Коноплянки — «мы за нее рады и желаем ей не пропасть». Коноплянки — это Москва: «электричка от кочек до коноплянки проходит 200 километров и прибывает на ярославский вокзал».

«молочаи — нижний новгород. город для...того чтобы танцевать, глотая коньяк — сразу на всех его виадуках».

«юрьевец — это сочи и ялта для мерян бассейна унжи...вероятно потому — что унжа здесь заканчивается и вливается в волгу — огромную упругую как океан. а другие моря нам чужды».


Юрьевец

Осокин разворачивает действие Овсянок в вполне реальном географическом пространстве — Костромской области с ее субъектами. Однако некоторые города автор переименовывает, указывая читателям на их действительное название, и каждый из них оживает в процессе повествования, обретая свой голос и особенное значение для местных жителей.

Обо всех этих местах и их связи с организацией художественного целого текста мы поговорим на грядущем вечере.

Список источников:

Григоров. А. История Костромского края

Прокофьева В.Ю. Категория пространства в художественном преломлении: топосы локусы. // ОГУ. - 2005. - №11

Тамарченко Н.Д. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. - М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. - 358 с.

Источник: большоемаленькое

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 1652 | Добавил: merjanyn | Теги: Костромская область, Овсянки, нижний новгород, Кологрив, меря, Денис Осокин, Нижегородская область | Рейтинг: 5.0/5
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография Плёс общество дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство Социология
Статистика
Яндекс.Метрика