Сюжет повести Дениса Осокина «Овсянки» разворачивается в Костромской области. Многие упомянутые в произведении географические объекты существуют и в реальном, внетекстовом пространстве. Они вступают в диалог с героями и читателем. Города оживают, желая странникам счастливого пути, не хотят (как Молочаи) выпускать их из своих объятий, заставляют ликовать и плакать. Из простого событийного фона локусы становятся отдельным художественным явлением.
Для того, чтобы точнее представить себе организацию художественного мира «Овсянок», проект «большоемаленькое» решил проследить и визуализировать маршрут мерянского писателя Аиста Сергеева, а также понять, как он соотносится с реальным географическим пространством Костромской области.
Кострома
Терминология
Но прежде, чем обратиться к тексту, поясним термины (их совсем немного, но мы уже запутались). Наиболее активными понятиями в категории пространства являются «топос» и «локус».
Топос (др. греч. τόπος — букв. «место») введён в употребление Эрнестом Курциусом. В античной риторике им обозначалось «хранилище аргументов», из которого можно было в любо й момент извлечь подходящую мысль. Например, аргументы можно было искать в области «человеческих свойств», «пола» и так далее. Переходя из области риторики в область литературы топос из аргумента становился устойчивым выражением. Некоторые топосы своим универсальным значением напоминают юнгиановские архетипы (например, топос «мальчика-старика»). Леонид Арбузов относил к топосам «общие места» средневековых текстов. Так или иначе, для нас (трактующих понятие в более узком смысле) важно, что топосы всегда имеют внешнюю, формальную заданность и находятся как бы вне времени-пространства конкретного текста. Наоборот, отдельный текст может попасть в тот или иной топос.
Река Нея
Локусы же имеют более узкие границы. Этот термин вошёл в научный язык благодаря Юрию Лотману. Локус, по Лотману, это некоторое функциональное поле, попадание в которое означает для героя попадание в конфликтную ситуацию. Вячеслав Океанский подразумевает под локусом ограниченное пространство в составе неограниченного.
Если топос —это место разворачивания смыслов (топос смерти, бытийный топос), то локус —конкретный пространственный образ, отсылающий к действительности.
Ниже под топосом будут подразумеваться открытые, не относящиеся к конкретному тексту пространства (река, лес), под локусом — точечные места, имеющие чёткую привязку к времени и конкретному тексту.
Меря
Особенно важными для повести являются топосы реки, болота, леса и города.
На территории Костромской области с середины XII века начало селиться древнее финно-угорское племя меря. Важным источником жизнедеятельности, как водится, были водоёмы.
По берегам костромских рек люди строили городища, возводя из земли валы, увенчанные сверху деревянными стенами, и достигли в этом большого искусства. Может быть, эти крепости – след слияния, далеко не всегда мирного, господствовавших здесь в раннее время ананьинской и пьяноборской культур с поздней дьяковской, в результате которого на территории верхнего Поволжья, в том числе на земле будущей Костромской области стала складываться мерянская народность.
Река Нея — один из важнейших локусов «Овсянок». Во внетекстовой реальности эта река также существует. Она протекает через Чухломской, Галичский, Антроповский, Парфеньевский, Нейский и Макарьевский районы: «река нея — костромской лес. между вологодским и вятским лесами. нея впадает в унжу». Название реки, скорее всего, является наследием древних марийцев (меря, чудь) и переводится как «ней» — петляющая, «я» — река.
Город Кинешма
Маршрут
Так выглядит маршрут аиста сергеева и мирона алексеевича: Нея (родной город аиста) — Кадыя — Заволжск — переезжают Волгу по мосту — Кинешма —Юрьевец — Пучеж — Балахна — Молочаи — Ольгино — Богородск — Горбатов (Мещерская поросль) — Богородск — Молочаи (остановка в гостинице «Волжский откос») — Юрьевец — подъезд к Кинешме («на подъездах к кинешме мирон алексеевич сказал: пропала моя танюша»).
Маршрут из Неи в Мещёрскую поросль
Ниже мы приведём все перечисленные в тексте локусы.
аист сергеев следует в Нею из Костромы. именно в Костроме он покупает овсянок.
Нея находится между костромским и вологодским лесами, река Нея впадает в Унжу. Сто лет назад в этом месте был полустанок, в 1958 году его назвали городом.
Окрестности Галича
Галич Мерьский — на полпути от Костромы — стоит на берегу Галичского озера. севернее него находится Чухломское озеро и город Чухлома.
Город Горбатов стоит на оке, в 40 километрах от Нижнего Новгорода.
Сестренку и мать аиста везли хоронить из Кологрива в Ужугу.
Маршрут из Кологрива в Ужугу
Таня Овсянкина родилась в Вохме.
Кинешма « наша поэтическая столица. мы принюхиваемся к кинешемскому воздуху — и чувствуем: бесконечно свое. катятся слезы нежности».
Кочки — «главный наш город. это ростов на озере неро».
Художественное и реальное пространства «Овсянок», изображение №8
Коноплянки — «мы за нее рады и желаем ей не пропасть». Коноплянки — это Москва: «электричка от кочек до коноплянки проходит 200 километров и прибывает на ярославский вокзал».
«молочаи — нижний новгород. город для...того чтобы танцевать, глотая коньяк — сразу на всех его виадуках».
«юрьевец — это сочи и ялта для мерян бассейна унжи...вероятно потому — что унжа здесь заканчивается и вливается в волгу — огромную упругую как океан. а другие моря нам чужды».
Юрьевец
Осокин разворачивает действие Овсянок в вполне реальном географическом пространстве — Костромской области с ее субъектами. Однако некоторые города автор переименовывает, указывая читателям на их действительное название, и каждый из них оживает в процессе повествования, обретая свой голос и особенное значение для местных жителей.
Обо всех этих местах и их связи с организацией художественного целого текста мы поговорим на грядущем вечере.
Список источников:
Григоров. А. История Костромского края
Прокофьева В.Ю. Категория пространства в художественном преломлении: топосы локусы. // ОГУ. - 2005. - №11
Тамарченко Н.Д. Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. - М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008. - 358 с.
Источник: большоемаленькое
|