...В соседних сонмах и племенах, вовлечённых в игру-с-Кометой, её называют Громница, возвещающая молниеносные обновления, бодхисаттва Харита Тара, Бригитта-в-Зелёном, Барбелит. Мы зовём её Ки-войм Шордо, каменный ангел, несущий образ зверя-посредника. Мы смотрим на свод Юмбалта и слышим, как Ки-войм говорит: Серыша Масын йонат па Мас Серыше йоныт.
Для мери чулчуж Ки-войм возвещает Усь Тун и возвращение Шордо на небо — после того, как веками его подменял резвый Имле, сводя воедино Солнце, Звёзды и Знание. Мы слышим, как Ки-войм калäка: многие миры снова будут связаны моим Дыханием-Лил.
Накануне были устроены обряды знакомства потенциальной новой мери с земными мерäнскими сонмами, прошедшие во многих кундах, на возвышенных местах коренных земель Мерäмаа и городов мерянской конурбации. Курымыш кунд принимает к себе новые юные лица.
Сегодня, на вечер Кивойман-кеце, пройдут обряды встречи Ки-Войм Шордо: праздник его Возвращения. Вы можете присоединиться к ним самостоятельно или в своём кругу. Звените подвесками, трубите в рожки, зажигайте многие-многие огни, чтобы они горели ярко-долго, как юмбалан воймак. Эти огни сегодня и в грядущие дни — ёнь пламенное дыхание могучего Шордо.
В общностях игры-с-Кометой бытует простой обряд встречи Ки-войм, адаптируемый и усложняемый на разный лад. Пусть Шордо сам подскажет вам ход вашего обряда — говорите с ним своими словами и словами-вещами, и говорите с ним на мерäн йелма. Тогда он узнает в вас мерю.
* * *
Комета C/2022 E3 ZTF с ярко-зелёным диуглеродным хвостом последний раз была так близко к планете в период палеолита, 50 000 лет назад. Существует концепция «революции позднего палеолита», произошедшей 50 000 лет назад и ознаменовавшей собой начало скачкообразного роста и разноображивания человеческой культуры. Появляются первые ремёсла, пещеры наполняются живописью, обогащается репертуар артефактов — резьба по кости, сложные каменные орудия.
Тогда же, в среднем и позднем палеолите, начинают появлятся зооморфные скульптуры и изображения зверолюдей-шаманов. Среди них — знаменитый оленечеловек из пещеры Труа-Фрер, «колдун-шаман».
С «революции позднего палеолита» началась весна человечеств, человеческие миры связались со звериными и рыбьими, небесными и подземными и вглядевшись в них, вплелись в них. Начали появляться сложные космологии. Ежедневные ремёсла и практики общины оказались встроены в ход поддержания структуры мира — антропологи де Мюнтер и Ноте называют это термином «космопраксис». Появились шаманы, обходящие тропы разных миров и связующие их, ведущие переговоры с множеством разных существ.
Человеческие и не-только-человеческие миры стали в разы разнообразней и запутанней, люди начали экспериментировать с социальными и политическими формами, повсеместно занялись мифопоэзисом. Это палеопламя снова озаряет нас сегодня.
* * *
Сам я познакомился с Кометой чуть ранее, на исходе года потянувши за марийско-мерянский корень в своей родословной и отправившись по его петлям в Меровию через всю Мерäмаа, посещая по дороге мерянские города. Первым зовом была нарочитая надпись ЯРОСЛАВИЯ на рекламном билборде, видная из окна моей квартиры. Среди попутных знакомств я встретил девушку-поэта, по ремеслу я зову её сохранительница. Она бережёт в сундуке корни, лу, травы, ветви, толгак и многое иное, собранное её внимательными руками на берегах Волги-Ава. Сохранительница передала мне дары от Тимер-маа, среди которых — письмо. Письмо изобиловало именами созвездий:
«...Где-то там начало
следа,
и переходом
укрыто место возвращения:
Лебедь, Волопас.»
Здесь упоминается — задолго до того, как я узнал о самой комете — созвёздочный маршрут кометы до января включительно (особо пытливые могут свериться со звёздной картой):
Маршрут Ки-воймеш на звёздной карте. Лебедь...
...Волопас.
Комета, конечно, самой поэт-юдор ни разу не упоминалась.
* * *
Из письма-напутствия яр-болан кунду:
«...По наитию камаян-кама, я встретил вас и увидел в вас маленькое городское племя, кунд, круг, общину. Поэзия сохранительницы, тихий азарт пытливой, восторг юной, искрящаяся улыбка Тол — вплелись в знакомство с мерäнскими сонмами, принявшее форму обряда на Шулык-горе. В ходе обряда вы получили ниман-лидак, ловушки-для-имён. Их же получили и два других елташа нашего мерянского кунда, с которыми пытливая вошла в одну геомантическую игру. Шордо возвращается на небо вечером этой среды — его тропу на небе мне предрекла сохранительница. Близится Кивойман-кеце. Шордо спросит у нас наши имена.
Одно из понятий, которому меня научили мерäнские сонмы — Тöжатмаа, «тысячеземье». Я попытаюсь облечь это в слова. Тöжатмаа — нечто, что никогда не будет нанесено на карты Империи, одушевлённый курымыш союз земель. Многоликая Гайя, лилан-множество живых территорий и их сплетённых обитателей, интенсивная география вместо экстенсивной, мета-анархическая коллаж-конфедерация, Терраполис Северной Евразии. Населённое нами, орнаментом и языками, ручьями и курганами, духами, святыми, бореальными лесами, синь-камнями и самоцветами, горизонтами хребтов, вече и джиенами, вольными городами, невидимыми на сенсорах и табулах Метрополии. Это настолько неисчерпаемое понятие, что главное понять, где вовремя остановиться, подбирая слова. На мой вкус, удачно оно описано Бруно Латуром в «Где приземлиться» — только он писал про Европу, тогда как Тöжатмаа, в мерянской геофилософии, является «третьим аттрактором» для тех земель, что сегодня схвачены жругровой вершей.
Ближе к Ки-войманга стало появляться всё больше говоров: возвращение Шордо на небо знаменует собой исток и объявление Лилан-Тора. Тöжатмаа предстоит восстать-изнутри под тысячей странных флагов. Вольные земли, забытые и новые, проявятся жаркой резьбою в теле Жругра, и плеть острогов будет разорвана. Так калäкеть мерянские сонмы — они готовятся, собирают войско, посылая птиц-гонцов к соседним коренным сонмам, в степь и горы. Через Лилан-Тора будет снова добыто дыхание земель.
В Игре-с-Кометой, где я представляю мерäнский курымыш кунд, это называют «Внутренней Войной», и говорят о необходимости «разыграть её бескровно», «вывернуть Внешнюю Войну наизнанку». Говорят о прохождении Кометы вблизи Марса 10-го февраля и о Бригитте — богине войны, огня, весны и ремёсел.
Честно, не знаю сам, что скрывается за этим предчувствием — есть только те образы и говоры, которыми я делюсь с тобой. Пусть «Внутренняя» будет означать «склонная происходить Внутри», не проливающая крови, но приносящая желанное освобождение душ и тел. Но когда эта Война начнётся, чем бы она ни была — стоит быть готовыми, иметь возможность найти друг в друге опору. Даже если эта Война окажется только Игрой-в-войну — игра будет не из простых.
Имена, ремёсла и общности нужны для того, чтобы собрать из них наши неоплемена и пост-цивилизации в лоне Тöжатмаа после потрясений Лилан-Тора. Да, поэтому есть смысл заготовить их загодя. Когда наступит Усь Тун, Ки-войм Шордо будет помогать нам в мерäнском космопраксисе. Сегодня и в ближайший год его молниеносный могучий бег пронесётся по мирам, потрясёт их до основания и заново свяжет своим дыханием.
Такое напутствие. Жду твоего отклика и вестей о ваших обрядах, если вы будете их плести. Повторю главное: знать свои имя и ремесло, закрепить круг сопричастников, продолжать совместные делания за Ки-войманга, и быть готовыми к тому, что несёт нам грядущее славное время. Йолусь па йолусь.
— ваш, Меж»
Меж Кутӱк. Февраль 2023.
|