Одно время стали было забывать о прекраснейшем из отдаленных уголков Кологривской земли - Княжой Пустыни. А ведь в далеком прошлом сюда стекались богомольцы со всего костромского Заволжья. Сейчас вновь растет интерес к этой уникальной историко-культурной и природной территории.
Чтобы попасть в ныне брошенное село Пустынь, надо пройти 7 километров от поселка Советский. На картах к нему ведет дорога от Воймаса, но на деле это разбитая лесовозная дорога затерянная в тайге, так что проще проехать через Георгиевское и Николу.
Река Княжая
В прошлом эти огромные глухие леса, входили в большую казенную дачу, где все рубки строго воспрещались. Сделано это было из-за святой пустыни - небольшого мужского монастыря, который основал уромский помещик Фома Данилович Цизарев.
Общий вид Княжей пустыни. Литография Г.А. Ладыженского
История такова: помещик, охотясь в лесах, набрел на икону Успения висевшую на большой липе. У него были больные ноги и помолившись иконе он вдруг почувствовал облегчение. А потом и вовсе выздоровел. Это кардинально изменило его жизнь. Он стал мистиком, постригся в монахи под именем Изекиля и основал монастырь на месте явления Богородицы на липе. Именно тогда и была построена деревянная Успенская церковь, в которой стояла чудотворная икона, пока в 1774 году монастырь не закрыли, а икону не перенесли в Кологрив.
Современный вид деревянной Успенской церкви
По данным краеведа Д. Ф. Белокурова, взятым из материалов Патриаршего приказа: "в Княжой пустыни, на реке Княжой церковь существует более 300 лет, и она сооружена усердием Игнатия Фомича Цизарева (сына Фомы Даниловича)". Такая путаница в датах основания, возможно, произошла в связи с тем, что ранее подобная пустынь имелась ниже по течению реки Княжой.
Место это чем-то похоже на Красную Горку над Пинегой - простор, потрясающие виды на километры тайги на противоположном низменном берегу реки.
Как уже было сказано монастырь существовал недолго - уже в 1762 г, после смерти основателя, он был покинут братией и упразднен, а храм стал приходским. Но необычное место привлекало людей, и в 1842 г. рядом был построен второй храм - каменный. Он тоже получил название Успенского.
Каменная церковь. 1950-ые годы. Фото Н. М. Лебедева
В советское время их закрыли. Единственные сохранившиеся фотографии Княжей Пустыни у Н. М. Лебедева относятся к 1951 году. К тому времени обе церкви были приспособлены под различные социально-бытовые объекты. На снимках хорошо видно, что сняты все купола, тем более кресты, устроены четырехскатные крыши, имеется отопление. В это время здесь работал Пустынский лесоучасток. Зимой строилась ледяная дорога. Лес по ней возили битюги-тяжеловозы по трое саней. В здании кирпичной церкви были столовая, пекарня, магазин, а в деревянной показывали, кажется, кино.
Панорама Святой горы. 1950-ые годы. Фото Н. М. Лебедева
Панорама Святой горы, или как ее еще называют Романихи, примерно та же, что и сейчас. Но церкви уже не используются, разрушаются. Старые захоронения на кладбище тоже пропадают, утеряны надгробные плиты, памятники, но есть и современные, за которыми следят.
Современный вид кирпичной Успенской церкви
Сейчас в каменной церкви поддерживают порядок, прибрано, стоит стол с иконами. Но люди, как и их предки, не слишком вникают в тонкости христианства. Как и было встарь заведено: если это святое место, значит надо поднести приношение. В церкви, у креста, родников – повязаны ленточки, лежат деньги, конфеты, печенье. Люди чают пользы. И она бывает.
По дороге к Пустыни за деревьями слева были конюшни, и к ним уводило ответвление. Где-то между церквями была (еще в то время) знаменитая липовая аллея. Стволы лип были изгрызены богомольцами. По поверью их кора помогала от зубной боли. Теперь уже лип этих нет. Последняя рухнула где-то в 50-х годах прошлого века. Один обрубок липы сохранился в краеведческом музее Кологрива.
Деревня Пустынь. Современный вид.
В 1955 году, над рекой Княжей на высоком мысу, открылся Советский лесопункт и одноименный поселок лесозаготовителей. В 2010 году ему исполнилось 55 лет и он все еще существует. А деревня Пустынь давно приказала жить. Хотя в последнее время в части пригодных домов жили временно приезжие паломники и даже какой-то монах. По его инициативе с помощью лесопункта на Святому Ручью была устроена беседка-часовня, по типу которой такую же построили на Ефимовом ключе. Беседка к сожалению сгорела в 2010 г.
К ней ведет лестница. Она и окружающие деревья густо обвешаны ленточками, платками, салфетками, полотенцами. Такое же изобилие как и в других святых местах куда редко заглядывают священники. Впечатление, будто здесь ежедневно бывают сотни паломников, а между тем до этих источников надо умудриться добраться.
Ручей огибает часовню слева. Справа от нее бьет один родник, немного ниже – еще один. По народным представлениям, один из них с живой водой, другой с мертвой. Действительно, вода у часовни гораздо вкусней.
Фотографии: Кокорин Д., Н. Смирнов
|