Кохма. Город в Ивановской области. По легенде, поселение существовало здесь ещё «во времена татар». Первое письменное упоминание – 1519 год. В конце 16-нач.17 вв. – село во владении князей Скопиных-Шуйских. В сер. 17-нач.18 вв. – церковное владение. С 1720 г. – один из центров полотняного производства. К 1917 г. – крупный фабричный посёлок. С 1925 г. – город. Предприятия: хлопчато-бумажный комбинат «Кохма-текстиль», льно-прядильно-ткацкая фабрика «Ленок», завод строительных машин «Строммашина». Население – 29,4 тыс.чел.
Intro. «Кохма ила»
Пару лет назад на «Битловской» улице Эбби Роуд в Лондоне появилась надпись «Кохма ИЛА». Типа того что «Кохма жива». Написано-то фанатами кохомской бит-группы Г.Р.К. было «Кохма СИЛА». Но на картинке веб-камеры одна буква оказалась закрыта створкой ворот. И люди во всём мире вот так невзначай приобщились к нашему родному мерян каляк. Прикольно получилось!
Кохма. Загадка имени.
Что выражает собой название города Кохма, с точностью никто не скажет. За последние десятилетия выдвигалось несколько правдоподобных и не больно версий.
Некоторые говорят о «земле Коха», не пытаясь даже выяснить этимологию этого имени.
Другие убеждены, что это «гористая, холмистая земля» или даже «Вершина Земли». В подтверждение приводятся косвенные данные: то, что Кохма расположена на холмах (Майская горка, Любимая горка, Монастырская горка, Капкас (Кавказ)), то, что селения со схожими названиями в Карелии и Финляндии (Кухмо, Кухмойнен) тоже расположены на высоких местах, а так же то, что Кохма находится в верховьях реки Уводь (Увать). Однако, близких параллелей в лингвистике эта версия не находит. Кроме разве что аллюзии с германским «хох». Вот такая хохма!
«Родноверы» усматривают здесь славянскую фразу «кохане място» (в «кох.-мя»), что подаётся как «любимое/ чудесное место». Место действительно чудесное: зелёная долина с пышными кронами ивняка, обрамлённая холмами с сосновым лесом. Но с лингвистической точки зрения эта версия не выдерживает критики: не в природе славянских (да и других) языков так «аббревиатурно» урезать слова при образовании топонимов...
Более продуктивным представляется вариант, связывающий название Кохма с прибалто-финским лексическим пластом. Отсюда происходит версия, что название родилось из восклицания: «вот земля!». Здесь перекличка идёт, к примеру, с эстонским «кохт»/ «коха» - место, участок, - плюс «маа» - земля, область. Термины близкие и частично пересекающиеся по смыслу. Поэтому их сочетания дают понятия с оттенками смыслов. «Кохт маа» - место земли. «Коха маа» - «из земли, из страны». «Маа кохт» - земли помещение. «Маа коха» - земельный участок. «Маакохт» / «Маакоха» - сельская местность.
Исходя из этих вариантов, можно предполагать первоначальный смысл названия. Быть может, имелось в виду «место для сходки жителей сельского округа». А может – «пограничная для суздальских меря местность». Либо, если словопостроение у меря было несколько более вольное, чем уприбалто-финнов, - «удел», «поместье».
Кохма - на приволье.
Любопытна так же современная полная самоиронии топонимическая хохма: «Кохма – столица Японии». Смешную «разгадку» этой хохмы дадим в конце очерка. Здесь же для нас интересен её этнографический подтекст. Люди замечали, насколько необычно для русского уха звучит название их городка, сталкивались с вопросом «А где это?!», и понимали, что живут в необычном месте. Отсюда и самоирония, и попытка «перевести стрелки» смешной «разгадкой». В этой связи добавим, что одна из частей села Кохма (к северо-западу от ист.центра – за ручьём, в сторону Иванова) вплоть до середины 20 века называлась «Чудской край».
Кохма - таинственный уголок.
Кохомский художник Александр Лебедев и его творение.
Кохма. Удел князей Скопиных-Шуйских.
На высоком угоре в самом центре Кохмы расположен старинный квартал необычной округлой (яйцеобразной) формы. Здесь некогда (в 16-нач.17 вв.) располагался центр удела князей Скопиных-Шуйских, которым в Шуйском уезде принадлежала Кохомская волость, включавшая тогда и земли нынешнего города Иваново. Судя по всему, это была небольшая крепостца, внутри которой находились дворище (усадьба) князя и церковь. Вокруг крепости выросло село. Оно как бы «обнимало» исторический центр с северо-запада и северо-востока.
Погост Кохма (податный округ местных славяно-мерян) издревле являлся частью Шуйского удела князей Суздальско-Нижегородской династии. При Иване Грозном эта местность перешла в разряд казённых земель ("Опричнину"). Некоторое время они были под управлением шурьев Ивана Васильевича - князей Черкасских. Но вскоре были переданы представителям одной из ветвей князей Шуйских - Скопиным-Шуйским.
Иван Васильевич «Скопа» Шуйский (кон.15 – 2/4 16 вв.) положил начало династии Скопиных-Шуйских.
Фёдор Иванович Скопин-Шуйский (начало 16 в. – 1557) – видный военачальник своего времени.
Василий Фёдорович Скопин-Шуйский (2/4 16в. – 1595) – видный военачальник и администратор.
Михаил Васильевич Скопин-Шуйский (1586 – 1610) – выдающийся полководец, организатор освободительного похода на Москву. Молодой князь отличался здоровьем, большой физической силой и был страстным охотником. Заведённая им в селе Кохма охота (псари, охотничьи собаки) славилась даже в Москве.
Леонид Константинов. Князь М.В.Скопин-Шуйский в окружении своих воевод и шведских наемников.
Акты конца 1610-х — начала 1630-х годов фиксируют сёла Иваново и Кохма во владении княгинь Анны Петровны и Александры Васильевны Скопиных-Шуйских, матери и жены Михаил Васильевича. По завещанию «старицы княгини Анисьи Петровны» Скопиной, Иваново с деревнями отошло к Ивану Ивановичу Пуговка-Шуйскому, — последнему представителю рода Шуйских, а Кохма — в дом суздальских архиепископов.
С этого времени село стало называться по имени церкви: Рожествено. Впрочем, церковным владением оно оставалось лишь до 1719 г. На картах начала 19 века указано и его прежнее название. В ходе земской реформы 2-й половины 19 века селу было возвращено его старинное имя - Кохма. Кроме того, было ещё и при-монастырское сельцо Кохма, расположившееся рядом – к юго-востоку от центра, вдоль реки Уводь, по дороге на Шую. Тогда же, во 2-й пол.19 в. село и сельцо слились в один посёлок.
Слева - "Чудской край". В центре - древнейшая часть Кохмы. Справа - купеческая "Новая" улица, быв.при-монастырское сельцо Кохма. фото нач.20 в.
Кохма. Загадка Рождественской колокольни.
Как известно, алтарную часть православных храмов устраивают в восточной стороне. А звонницу или колокольню – в западной. Отклонения бывают, как правило – в сторону линии С.-З. – Ю.-В. В новейшее время подобные отклонения чаще диктуются необходимостью учёта архитектурного окружения. Однако, первоначально они имели под собой календарный смысл: при отклонении на юго-восток лучи солнца на вечернюю службу в те или иные летние праздники проникали через открытые двери и падали на алтарь. Однако, в Ивановской области нередко встречается отклонение на северо-восток. Причём, чаще среди наиболее старинных храмов. Обычно, отклонение небольшое. Поэтому здесь можно предположить особое почитание в старину цикла осенних праздников. Любопытна в этой связи параллель с данными из Ветлужского региона, отличающегося сохранением ряда архаических этнографических явлений. Там «свои, домашние» осенние праздники противопоставлены «официальным» весенним.
В Кохме же храм и удивительной красоты шатровая колокольня расположены строго по линии юго-запад – северо-восток. Подобная ориентация крайне необычна. Думается, разгадка кроется в названии храма: Христо-Рождественский. Этот праздник календарно приближен к зимнему солнцестоянию, когда солнце садится на юго-западе. Солнечные лучи должны были освещать иконостас и алтарь на вечерней службе именно в середине зимы!
Учитывая, что в большинстве случаев наиболее старинные храмы мерянской земли ставились на месте мерянских святилищ, и что Кохма – одно из таких мест, можно предположить некоторую связь между названием храма и его необычной ориентацией – и прежней местной мерянской традицией. Здесь можно проследить связь с общим для многих финно-угорских народов праздником зимнего солнцестояния и «нового солнца». У марийцев это Шорык Йол. По фински Рождество – Йоулу-пайвя.
Кстати, ещё одна загадка: с острого конца «яйца» ист.центра на высоком угоре колокольня горделиво смотрела на речную долину. Слева и справа её обрамляли торговые ряды (сохранившиеся до нашего времени). Не припомню, где бы ещё колокольня была бы встроена в торговые ряды?! В таком соседстве больше уж на каланчу похоже. Их в 18 веке немало понастроили. Но это всё же колокольня. В целом, подобная компоновка напоминает крепостные формы, намёк на некогда существовавший на этом меcте кремль княжеской усадьбы. На месте выстроенных полукругом торговых рядов – крепостные стены. На месте колокольни с воротами – крепостные ворота.
Колокольня перед разрушением. Начало 1960-х гг.
Момент разрушения колокольни. 1960-е гг.
Продолжение следует.
Васка Шёмтолгай. Кохма. "Metsa Kunnta"
|