Понедельник, 23.12.2024, 10:31 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2015 » Март » 27 » КОХМА. Чудесный уголок мерянской земли.
15:48
КОХМА. Чудесный уголок мерянской земли.

Кохма. Город в Ивановской области. По легенде, поселение существовало здесь ещё «во времена татар».  Первое письменное упоминание – 1519 год. В конце 16-нач.17 вв. – село во владении князей Скопиных-Шуйских. В сер. 17-нач.18 вв. – церковное владение. С 1720 г. – один из центров полотняного производства. К 1917 г. – крупный фабричный посёлок. С 1925 г. – город. Предприятия:  хлопчато-бумажный комбинат «Кохма-текстиль», льно-прядильно-ткацкая фабрика «Ленок», завод строительных машин «Строммашина». Население – 29,4 тыс.чел.

Intro. «Кохма ила»

Пару лет назад на «Битловской» улице Эбби Роуд в Лондоне появилась надпись «Кохма ИЛА».  Типа того что «Кохма жива». Написано-то фанатами кохомской бит-группы Г.Р.К. было «Кохма СИЛА». Но на картинке веб-камеры одна буква оказалась закрыта створкой ворот. И люди во всём мире вот так невзначай приобщились к нашему родному мерян каляк. Прикольно получилось!

Кохма. Загадка имени.

Что выражает собой название города Кохма, с точностью никто не скажет. За последние десятилетия выдвигалось несколько правдоподобных и не больно версий.

Некоторые говорят о «земле Коха», не пытаясь даже выяснить этимологию этого имени.

Другие убеждены, что это «гористая, холмистая земля» или даже «Вершина Земли». В подтверждение приводятся косвенные данные: то, что Кохма расположена на холмах (Майская горка, Любимая горка, Монастырская горка, Капкас (Кавказ)), то, что селения со схожими названиями в Карелии и Финляндии (Кухмо, Кухмойнен) тоже расположены на высоких местах, а так же то, что Кохма находится в верховьях реки Уводь (Увать). Однако, близких параллелей в лингвистике эта версия не находит. Кроме разве что аллюзии с германским «хох». Вот такая хохма!

«Родноверы» усматривают здесь славянскую фразу «кохане място» (в «кох.-мя»), что подаётся как «любимое/ чудесное место». Место действительно чудесное: зелёная долина с пышными кронами ивняка, обрамлённая холмами с сосновым лесом. Но с лингвистической точки зрения эта версия не выдерживает критики: не в природе славянских (да и других) языков так «аббревиатурно» урезать слова при образовании топонимов...

Более продуктивным представляется вариант, связывающий название Кохма с прибалто-финским лексическим пластом. Отсюда происходит версия, что название родилось из восклицания: «вот земля!». Здесь перекличка идёт, к примеру, с эстонским «кохт»/ «коха» - место, участок, - плюс «маа» - земля, область. Термины близкие и частично пересекающиеся по смыслу. Поэтому их сочетания дают понятия с оттенками смыслов. «Кохт маа» - место земли. «Коха маа» - «из земли, из страны». «Маа кохт» - земли помещение. «Маа коха» - земельный участок. «Маакохт» / «Маакоха» - сельская местность.

Исходя из этих вариантов, можно предполагать первоначальный смысл названия. Быть может, имелось в виду «место для сходки жителей сельского округа». А может – «пограничная для суздальских меря местность». Либо, если словопостроение у меря было несколько более вольное, чем уприбалто-финнов, - «удел», «поместье».

Кохма - на приволье.

Любопытна так же современная полная самоиронии топонимическая хохма: «Кохма – столица Японии». Смешную «разгадку» этой хохмы дадим в конце очерка. Здесь же для нас интересен её этнографический подтекст. Люди замечали, насколько необычно для русского уха звучит название их городка, сталкивались с вопросом «А где это?!», и понимали, что живут в необычном месте. Отсюда и самоирония, и попытка «перевести стрелки» смешной «разгадкой».  В этой связи добавим, что одна из частей села Кохма (к северо-западу от ист.центра – за ручьём, в сторону Иванова) вплоть до середины 20 века называлась «Чудской край».

Кохма - таинственный уголок.

Кохомский художник Александр Лебедев и его творение.

Кохма. Удел князей Скопиных-Шуйских.

На высоком угоре в самом центре Кохмы расположен старинный квартал необычной округлой (яйцеобразной) формы. Здесь некогда (в 16-нач.17 вв.) располагался центр удела князей Скопиных-Шуйских, которым в Шуйском уезде принадлежала Кохомская волость, включавшая тогда и земли нынешнего города Иваново. Судя по всему, это была небольшая крепостца, внутри которой находились дворище (усадьба) князя и церковь. Вокруг крепости выросло село. Оно как бы «обнимало» исторический центр с северо-запада и северо-востока.

Погост Кохма (податный округ местных славяно-мерян) издревле являлся частью Шуйского удела князей Суздальско-Нижегородской династии. При Иване Грозном эта местность перешла в разряд казённых земель ("Опричнину"). Некоторое время они были под управлением шурьев Ивана Васильевича - князей Черкасских. Но вскоре были переданы представителям одной из ветвей князей Шуйских - Скопиным-Шуйским.

Иван Васильевич «Скопа» Шуйский (кон.15 – 2/4 16 вв.) положил начало династии Скопиных-Шуйских.

Фёдор Иванович Скопин-Шуйский (начало 16 в. – 1557) – видный военачальник своего времени.

Василий Фёдорович Скопин-Шуйский (2/4 16в. – 1595) – видный военачальник и администратор.

Михаил Васильевич Скопин-Шуйский (1586 – 1610) – выдающийся полководец, организатор освободительного похода на Москву.  Молодой князь отличался здоровьем, большой физической силой и был страстным охотником. Заведённая им в селе Кохма охота (псари, охотничьи собаки) славилась даже в Москве.

Леонид Константинов. Князь М.В.Скопин-Шуйский в окружении своих воевод и шведских наемников.

Акты конца 1610-х — начала 1630-х годов фиксируют сёла Иваново и Кохма во владении княгинь Анны Петровны и Александры Васильевны Скопиных-Шуйских, матери и жены Михаил Васильевича. По завещанию «старицы княгини Анисьи Петровны» Скопиной, Иваново с деревнями отошло к Ивану Ивановичу Пуговка-Шуйскому, — последнему представителю рода Шуйских, а Кохма — в дом суздальских архиепископов.

С этого времени село стало называться по имени церкви: Рожествено. Впрочем, церковным владением оно оставалось лишь до 1719 г. На картах начала 19 века указано и его прежнее название. В ходе земской реформы 2-й половины 19 века селу было возвращено его старинное имя - Кохма. Кроме того, было ещё и при-монастырское сельцо Кохма, расположившееся рядом – к юго-востоку от центра, вдоль реки Уводь, по дороге на Шую. Тогда же, во 2-й пол.19 в. село и сельцо слились в один посёлок.

Слева - "Чудской край". В центре - древнейшая часть Кохмы. Справа - купеческая "Новая" улица, быв.при-монастырское сельцо Кохма. фото нач.20 в.

Кохма.  Загадка Рождественской колокольни.

Как известно, алтарную часть православных храмов устраивают в восточной стороне. А звонницу или колокольню – в западной. Отклонения бывают, как правило – в сторону линии С.-З. – Ю.-В. В новейшее время подобные отклонения чаще диктуются необходимостью учёта архитектурного окружения. Однако, первоначально они имели под собой календарный смысл: при отклонении на юго-восток лучи солнца на вечернюю службу в те или иные летние праздники проникали через открытые двери и падали на алтарь. Однако, в Ивановской области нередко встречается  отклонение на северо-восток. Причём, чаще среди наиболее старинных храмов. Обычно, отклонение небольшое. Поэтому здесь можно предположить особое почитание в старину цикла осенних праздников. Любопытна в этой связи параллель с данными из Ветлужского региона, отличающегося сохранением ряда архаических этнографических явлений. Там «свои, домашние» осенние праздники противопоставлены «официальным» весенним.

В Кохме же храм и удивительной красоты шатровая колокольня расположены строго по линии юго-запад – северо-восток. Подобная ориентация крайне необычна. Думается, разгадка кроется в названии храма: Христо-Рождественский. Этот праздник календарно приближен к зимнему солнцестоянию, когда солнце садится на юго-западе. Солнечные лучи должны были освещать иконостас и алтарь на вечерней службе именно в середине зимы!

Учитывая, что в большинстве случаев наиболее старинные храмы мерянской земли ставились на месте мерянских святилищ, и что Кохма – одно из таких мест, можно предположить некоторую связь между названием храма и его необычной ориентацией – и прежней местной мерянской традицией. Здесь можно проследить связь с общим для многих финно-угорских народов праздником зимнего солнцестояния и «нового солнца». У марийцев это Шорык Йол. По фински Рождество – Йоулу-пайвя.

Кстати, ещё одна загадка: с острого конца «яйца» ист.центра на высоком угоре колокольня горделиво смотрела на речную долину. Слева и справа её обрамляли торговые ряды (сохранившиеся до нашего времени). Не припомню, где бы ещё колокольня была бы встроена в торговые ряды?! В таком соседстве больше уж на каланчу похоже. Их в 18 веке немало понастроили. Но это всё же колокольня. В целом, подобная компоновка напоминает крепостные формы, намёк на некогда существовавший на этом меcте кремль княжеской усадьбы. На месте выстроенных полукругом торговых рядов – крепостные стены. На месте колокольни с воротами – крепостные ворота.

Колокольня перед разрушением. Начало 1960-х гг.

Момент разрушения колокольни. 1960-е гг.

Продолжение следует.

Васка Шёмтолгай. Кохма. "Metsa Kunnta"

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 8367 | Добавил: Шом-толгай | Рейтинг: 4.9/8
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография Плёс общество дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство Социология
Статистика
Яндекс.Метрика