Многие святые места до сих пор стоят забытые людьми. Но некоторые, как например Синь-Камень на Клещине-озере или Петушиный камень у Кека-ручья никогда не забывались, накапливая Силу, Красоту и Мощь. К таким местам относится знаменитый источник Святого Иринарха рядом с селом Кондабол, или Кондаково.
Слово "Конда" легко можно перевести с современного вепсского языка, родственного древнему мерянскому. В переводе на славянский оно значит - медведь.
Медведь как известно культовый зверь Мерьямаа. У наших предков медведь почитался как предок-родоначальник, и как тотем, звериный двойник человека, хозяин леса, зверей, покровитель охоты.
Охотничий идол Хозяина леса. Вологодский край. Мерянско-вепсские земли. 17 век.
Медвежий культ долго сохранялся на мерянских землях в охотничьих заговорах-заклинаниях. Например в заклинании, записанном в 19 веке в Ярославской губернии, охотник призывает себе в помощь "Большеухих и малоухих, рогатых и косолапых, хвостатых и шерстатых".
Медведь. Финно-угорская ритуальная пластика. Пермь.
Медведь-тотем представляет собой форму культовых мифов финно-угров. В мифах зооантропоморфный предок в конце своих странствий уходит в землю. На этом месте остается камень, скала, источник, а иногда он сам превращается в них. Такие места становятся местом отправления религиозного культа, паломничества. Одним из таких отголосков тотемических воззрений наших предков является "Легенда о Медведь-камне", бытовавшая в Костромском заволжье.
Глиняная лапа Медведя из мерянского кургана. Ярославская область.
Одним из важных проявлений культа медведя являются находки в мерянских погребениях глиняных медвежьих лап. К настоящему времени лапы найдены в более 100 курганах. Любопытно, что за пределами Мерьямаа глиняные лапы известны в могильниках Аландских островов, причем, как считают ученые, на Аланды лапы попали из районов Верхней Волги.
Учитывая название старинного села - Кондаково вполне можно предположить, что место где бьет источник Святого Иринарха, который по преданию был собственноручно ископан святым, почиталось еще в раннем средневековье за долго до его рождения. В этом нет ничего удивительно, ибо использование в православии природных языческих святынь известное и распространенное дело.
Саамский кудесник молится у священного камня
К слову наш Кондоболский подвижник тот самый преподобный Иринарх, который поручил переславскому монаху Онуфрию в 1606 году закопать Синий камень на Плещеевом озере. Монах вырыл яму и свалив в нее камень засыпал землей. Через некоторое время Синий камень показался на поверхности, тем самым укрепив у народа веру в свою чудесную силу.
Поясная накладка из финно-угорского селища у села Веськово. Переславль - Залесский
Преподобный Иринарх затворник Ростовский родился в июне 1548 года в древнем селе Кондаково, в 43 верстах от Неро-озера. Он был третьим сыном в семье. С раннего детства в мальчике обнаружилось стремление к уединенной жизни: в детских играх он не участвовал, и старался сдержать свои желания и во всем ограничивать себя. Шестилетний Илия однажды сказал матери: «Как вырасту, так стану монахом; буду носить на себе железа и трудиться ради Бога...».
В 1578 году, испросив благословение матери, он ушел в Борисоглебский монастырь на реке Устье, близ Ростова Великого, где принял постриг.
В конце июня группа краеведов "Metsa Kunnta" в ходе экспедиции в окрестности Неро-озера побывала в этих местах. По дороге от Ишни до Кондабола встретили не один указатель с мерянскими названиями - Шугорь, Шулец, Согило, Лехоть, Чухолза.
Добравшись без приключений до Кондабола, мы увидели дорожный указатель на источник, перед которым заканчивался асфальт, и начиналась покрытая гравием дорога.
К счастью, по ней нам не пришлось долго ехать. Но предстояло преодолеть километр пути по проселочной дороге, местами пересекаемой глубокими рытвинами и канавами. Если бы не солнечный день, то мы могли бы и не добраться на машине до цели своего путешествия.
Местные мужики используют эту возможность подзаработать на приезжающих туристах, машины которых то и дело вязнут в кондабольской грязи. Хорошо, что они не додумались вообще здесь устроить какую-нибудь запруду или полив дороги, чтобы обеспечить себе бесперебойную работу по спасению застрявших паломников.
Наконец перед нами поляна, деревянные ворота и круто уходящий вниз спуск. Оставив машину, мы начали спускаться в глубокий овраг, казавшийся огромным из-за высоких мрачных елей, растущих по обеим сторонам.
Внизу расстилается широкая долина в которой у ручья стоит старая купальня. Новая располагается чуть выше на противоположном склоне.
Искупавшись в верхней купальне, по деревянному настилу мы поднялись к самому источнику. Колодец, крест над ним, цветы, икона преподобному Иринарху и три ручья, вытекающих наружу.
По преданию именно он был выкопан руками преподобного, во что слабо верится. Здесь любил молится молодой Иринах, отпугивая от места Силы окрестных язычников. Тут же со своим помощником-земляком им была построена первая часовня. Но вскоре Иринах был вынужден уходить молиться за четыре километра на Черную речку. То ли поток приходящих к источнику стал велик, то ли достали язычники, этого мы никогда не узнаем. Именно в этом месте ему было первое явление Пресвятой Богородицы…
От источника на вершину горы ведет лестница, срубленная из целых бревен, со смотровыми площадками, скамьями для отдыха. На самом верху холма стоит живописный скит, где живут послушники. Скит по виду эдакий кержацко-староверческий, как будто материализовавшийся из романов Мельникова-Печерского.
Еще при жизни святого Иринарха родник славился чудесными исцелениями. Считается, что вода кондабольского источника лечит кожные и гинекологические заболевания. Исцеляет она и сердечные болезни, а также слепоту и глухоту.
Наша Мерьямаа богата древними святынями. Сколько мы не колесили по ней в поисках своих корней, всегда остается что-то еще неизвестное нам, неведомое. Из Кондабола наш путь лежал в Сара-вареш (Сарское городище), но о нём следующий сказ.