Воскресенье, 22.12.2024, 11:05 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2013 » Сентябрь » 10 » Постигая региональное. Этно-краеведческий манифест
09:11
Постигая региональное. Этно-краеведческий манифест


Долгое время своего рода «программным документом» и маяком, задающим генеральную линию краеведам России, служила статья выдающегося учёного Д. С. Лихачёва «Краеведение как наука и как деятельность». Многие мысли и идеи, изложенные в этой работе, вызывают горячую поддержку. Однако на данный момент краеведение столкнулось с новыми реалиями и новыми вызовами, которые необходимо осознать и сформулировать, чтобы сделать возможным дальнейшее успешное развитие краеведения как социально значимой деятельности.

Итак, краеведение, которое в широком смысле можно охарактеризовать как «постижение локального», сегодня имеет дело, как минимум, с двумя актуальными вызовами. Первый из них — продолжающаяся глобализация, охватывающая все сферы человеческой жизни.

Её существенными чертами являются унификация способов человеческого бытия, повышение «гибкости и мобильности» индивида, ослабление его привязанность к локальному, доминирование массовой профессиональной культуры, вытесняющей культурную самодеятельность, наделённую местной самобытностью.

Краеведение как деятельность подразумевает не просто нейтральный академический интерес, но стремление сохранить и актуализировать в настоящем времени исторические, культурные и природные особенности той или иной местности. Таким образом, краеведение и локальное мировоззрение в целом, в известном смысле, противостоят очерченному выше глобалистскому тренду. Между тем, местный и мировой рынок стремится интегрировать в себя локальную самобытность, переводя её на коммерческие рельсы, создавая ситуации, подобные известному австралийскому феномену «культура — аэропорт».

Сущность данного явления состоит в придании аборигенной материальной и духовной культуре характера товара, востребованного на туристическом рынке и среди поклонников «стиля этно». Здесь уместно вспомнить слова Д. С. Лихачёва о том, что «свободное народное искусство не должно быть подменено производством сувениров по плановой системе, без свободного творчества».

На самом деле проблема ещё глубже, поскольку коммерциализация культуры означает в значительной степени утрату её искренности и подлинности, в связи с чем, что её основной функцией становится товарная. И здесь уж не суть важно: план или рынок. Разумеется, влияния экономических реалий избежать невозможно, как говорят, «хочешь жить — умей вертеться», однако все риски подобного положения должны ясно осознаваться активистами местной культуры.

Вторая тенденция, отчасти противоположная глобализации, - спонтанный рост массового интереса «к корням», локальной истории и самосознанию. Пробуждение внимания к локальному имеет ряд причин, многие из которых дискуссионны, тем не менее, сам факт этого пробуждения достаточно очевиден.

В связи с остро встаёт вопрос качества информации, призванной интерес удовлетворить. Это вопрос добросовестности исследования. Многие люди, берущие на себя весьма ответственную роль краеведа, не стесняются собственной крайней тенденциозности и предвзятости, отчаянно выдавая желаемое за действительное, а затем преподнося собственные исторические «выводы» доверчивому читателю и слушателю. Часто краеведы игнорируют малейшие принципы верификации информация, принимая за чистую монету откровенную чушь, не трудясь добросовестно проверить её достоверность.

Каждому человеку, постигающему локальное и тем паче стремящемуся приобщить к этому делу других, пришла пора осознать свою ответственность. Науки (в том числе смежные с краеведением этнология и история) всегда имеют элитарный характер, и в этом их огромный минус и изъян. Краеведение, напротив, демократично. Тем ответственнее краеведческая задача совместить достоверность и глубину транслируемой информации с популярным стилем.

Краеведение может остаться хобби и увлечением единиц, да ещё мало полезным атавизмом казённой «воспитательной» работы.

Может оно и стать катализатором интеллектуальной и духовной активности нового человека — вспомнившего родство и укоренённого на родной земле, преодолевшего отчуждение от её прошлого и настоящего... Будущее нашего дела и нашего края в наших руках.

Дмитрий Чащин. Общество "Metsa Kunnta"
Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 3318 | Добавил: merja | Теги: краеведение, футуризм | Рейтинг: 5.0/5
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография Плёс общество дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство Социология
Статистика
Яндекс.Метрика