Долгое время своего рода «программным документом» и маяком, задающим
генеральную линию краеведам России, служила статья выдающегося учёного
Д. С. Лихачёва «Краеведение как наука и как деятельность». Многие мысли и
идеи, изложенные в этой работе, вызывают горячую поддержку. Однако на
данный момент краеведение столкнулось с новыми реалиями и новыми
вызовами, которые необходимо осознать и сформулировать, чтобы сделать
возможным дальнейшее успешное развитие краеведения как социально
значимой деятельности. Итак, краеведение, которое в широком смысле
можно охарактеризовать как «постижение локального», сегодня имеет дело,
как минимум, с двумя актуальными вызовами. Первый из них —
продолжающаяся глобализация, охватывающая все сферы человеческой жизни.
Её существенными чертами являются унификация способов человеческого
бытия, повышение «гибкости и мобильности» индивида, ослабление его
привязанность к локальному, доминирование массовой профессиональной
культуры, вытесняющей культурную самодеятельность, наделённую местной
самобытностью.
Краеведение как деятельность подразумевает не просто
нейтральный академический интерес, но стремление сохранить и
актуализировать в настоящем времени исторические, культурные и природные
особенности той или иной местности. Таким образом, краеведение и
локальное мировоззрение в целом, в известном смысле, противостоят
очерченному выше глобалистскому тренду. Между тем, местный и мировой
рынок стремится интегрировать в себя локальную самобытность, переводя её
на коммерческие рельсы, создавая ситуации, подобные известному
австралийскому феномену «культура — аэропорт».
Сущность данного явления
состоит в придании аборигенной материальной и духовной культуре
характера товара, востребованного на туристическом рынке и среди
поклонников «стиля этно». Здесь уместно вспомнить слова Д. С. Лихачёва о
том, что «свободное народное искусство не должно быть подменено
производством сувениров по плановой системе, без свободного творчества».
На самом деле проблема ещё глубже, поскольку коммерциализация культуры
означает в значительной степени утрату её искренности и подлинности, в
связи с чем, что её основной функцией становится товарная. И здесь уж не
суть важно: план или рынок. Разумеется, влияния экономических реалий
избежать невозможно, как говорят, «хочешь жить — умей вертеться», однако
все риски подобного положения должны ясно осознаваться активистами
местной культуры.
Вторая тенденция, отчасти противоположная
глобализации, - спонтанный рост массового интереса «к корням», локальной
истории и самосознанию. Пробуждение внимания к локальному имеет ряд
причин, многие из которых дискуссионны, тем не менее, сам факт этого
пробуждения достаточно очевиден.
В связи с остро встаёт вопрос качества
информации, призванной интерес удовлетворить. Это вопрос
добросовестности исследования. Многие люди, берущие на себя весьма
ответственную роль краеведа, не стесняются собственной крайней
тенденциозности и предвзятости, отчаянно выдавая желаемое за
действительное, а затем преподнося собственные исторические «выводы»
доверчивому читателю и слушателю. Часто краеведы игнорируют малейшие
принципы верификации информация, принимая за чистую монету откровенную
чушь, не трудясь добросовестно проверить её достоверность.
Каждому
человеку, постигающему локальное и тем паче стремящемуся приобщить к
этому делу других, пришла пора осознать свою ответственность. Науки (в
том числе смежные с краеведением этнология и история) всегда имеют
элитарный характер, и в этом их огромный минус и изъян. Краеведение,
напротив, демократично. Тем ответственнее краеведческая задача
совместить достоверность и глубину транслируемой информации с популярным
стилем.
Краеведение может остаться хобби и увлечением единиц, да
ещё мало полезным атавизмом казённой «воспитательной» работы.
Может оно и
стать катализатором интеллектуальной и духовной активности нового
человека — вспомнившего родство и укоренённого на родной земле,
преодолевшего отчуждение от её прошлого и настоящего... Будущее нашего
дела и нашего края в наших руках.
Дмитрий Чащин. Общество "Metsa Kunnta"
|