Любая культура противостоит качественным преобразованиям и блокирует эти тенденции. Кроме того, качественные преобразования всегда затрагивают социальные интересы мощных и влиятельных групп. В случае с Россией, будущее культурное противостояние будет многоуровневым и многообразным по своей стратегии и тактике. Можно ожидать консолидации сил исторической инерции, выходящих на «последний бой» с врагами "Святой Руси". Что можно сделать для трансформации культуры, критически неадекватной вызовам сегодняшнего времени? Иначе: можно ли в принципе трансформировать устойчивую имперскую цивилизационную модель?
Чаще всего люди со стороны трактуют сторонников цивилизационного видения как примордиалистов (Примордиализм направление в политологии рассматривающее этнос как изначальное и неизменное объединение людей «по крови» с неизменными признаками), утверждающих наличие неизменных и вечных качеств вещей, объединённых некоторой родовой характеристикой.
Раз у России сложилась такая имперская ментальность, то быть ей таковой навечно. Прежде всего, в этом суждении содержится уверенность в вечном характере этого объекта, что есть чистая химера. Ничто не вечно, а иррациональная убежденность в вечности «своего» народа или его культуры – одна из универсальных иллюзий, которую культура формирует у своих носителей и в этом - одно из проявлений манипулирования человеком со стороны культуры.
Вменяемое, лежащее в пространстве научного знания, цивилизационное видение лишено примордиализма. Локальные цивилизации весьма устойчивы в своих базовых характеристиках. Однако, они конечны, подвержены трансформациям, в том числе и весьма глубоким, и существуют ровно до тех пор, пока оказываются в состоянии воспроизводить себя в конкурентной среде других культур.
Людям далеким от профессионального интереса к истории цивилизаций историческое снятие конкретной локальной цивилизации чаще всего представляется в виде страшной катастрофы. По модели падения Константинополя в 1453 году.
Между тем, цивилизации могут уходить в прошлое и перерождаться сравнительно спокойно. Греко-римская цивилизации античности исчахла в IV-V веках, однако жители Рима существовали в убеждении континуитета античного мира; коронация Карла Великого в 800 году копировала классические римские образцы. Иными словами, гибель одной цивилизации и рождение на ее месте другой могут не осознаваться в полном объеме прямыми участниками (или объектами) процесса самоорганизации цивилизационных систем.
Кризисы открывают окно возможностей качественных трансформаций, и чем глубже кризис, тем шире это окно. Масштаб кризиса, который переживает Россия, не осознан. Его прячет в подсознание слабая человеческая психика, маскирует имперская идеология, затушевывает благоприятная конъюнктура цен на энергоносители. Реально Россия сходит с исторической арены. Кризис такого масштаба создает предпосылки для мутаций, разрывающих с системным качеством старой культуры.
Альтернатива необходимой радикальной трансформации – распад социокультурной целостности Россия («русский мир») которой никто не хочет. Но исторически, либо эта территория попадает в другие цивилизационные круги, и местное население включается в эволюцию, по преимуществу заданную другими цивилизационными центрами, либо на этих пространствах произойдет новый цивилизационный синтез, и родится качественно новая цивилизационная модель.
Любая локальная цивилизация в ситуации кризиса исторического снятия обречена на трансформацию, поскольку системоообразующие основания перестали эффективно вписывать носителя культуры в окружающий мир. Система культуры переживает распад, связи между элементами ослабли, «твердые» носители традиционного качества маргинализованы и т. д. Произошло самое главное – культура критически утратила эффективность. Массы ее носителей не осознают и не формулируют этого. Данная истина табуирована к осознанию и произнесению. Однако люди переживают и схватывают это обстоятельство на дорациональном уровне и соответственно выстраивают свое поведение.
После 1990 года из СССР/РФ выехало не менее 5 млн. человек. Масштаб процесса свидетельствует о том, что качественная дистанция между советским/постсоветским русским и средой европейской цивилизации уменьшилась настолько, что модернизированные русские легко включаются в западный мир. Латвия и Литва дали миру феномен «еврорусских».
Там исходно русскоязычные эффективные бизнесмены и менеджеры легко вписываются в европейские структуры и составляют серьезную конкуренцию местному бизнесу. Иными словами, стоит убрать имперский эгрегор, и поместить прагматичного русского в нормальное социокультурное пространство, как он начинает жить в соответствии с иными нормами, ценностями и ориентирами. Разумеется, такая перестройка требует мобилизации всех экзистенциальных ресурсов и обходится дорого, но она возможна, и это – главное. Заметим, что «еврорусские» не исчерпывают собой русскоязычного населения стран Балтии. Рядом с ними живут люди, ценностно ориентированные на советское имперское прошлое. Они маргинализуются. Пожилые реализуют стратегию доживания, молодые маргиналы объединяются в формальные и неформальные структуры, противостоящие доминирующей реальности.
Необходима сознательная стратегия разделения общества на людей вчерашних и сегодняшних. Вчерашним создают комфортную социально-культурную среду и условия пристойного доживания. Сегодняшним – пространство адекватного саморазвития, дистанцированного от исчерпавшего себя исторического качества.
Игорь Яковенко. Доктор философских наук, профессор Российского государственного гуманитарного университета.
|