Культ «природных святынь», имеющий в своей основе архаичные, дохристианские представления, на протяжении долгого времени занимал и занимает важное место в духовной жизни русских постмерянских территорий центральной России. Несмотря на различные меры, предпринимавшиеся Московской православной церковью по борьбе с этим «остатком язычества», данный пласт народной культуры не исчез, а остался на уровне поверий и тесно связанных с ними фольклорных текстов и обрядов.
Резной голбец у источника Сильвестра Обнорского
Тема почитания природных святынь в северной части современной Ярославщины, в отличие от южной ее части, во многом остается неизученной до нынешнего времени. В этой статье мы попробуем исправить этот пробел. Источниками в этом нам послужат материалы фонда Ярославской губернской архивной комиссии, хранящегося в Государственном архиве Ярославской области (Ф. 582), «Ярославские губернские ведомости», «Ярославские епархиальные ведомости», «Труды Ярославского губернского статистического комитета». Заметки, помещавшиеся на страницах этих изданий и касавшиеся темы настоящего исследования, принадлежали перу А. В. Балова, И. А. Тихомирова, Е. И. Якушкина. В изучаемом регионе в XIX-XX веках было зафиксировано большое количество сообщений о почитаемых камнях, колодцах, родниках, деревьях. Распространенным мотивом фольклорных произведений, связанных с этими местами, было явление на них икон и святых. Так, в окрестностях села Богданова Любимского уезда на берегу реки Соть находилось почитаемое место «Николин остров» 4. По преданию, сюда приплыла резная «в рост человека» икона Николая, ставшая позднее святыней местной церкви. С этим местом было связано поверье о лечебных свойствах глины, находимой на «Николином острове» 5. Аналогичное явление было зафиксировано в начале XX века в окрестностях деревни Севастьянцево Мологского уезда. По преданию, около незамерзающего зимой родника страдающему «расслаблением» крестьянину Степану на сосне явилась икона Святого Николая. Позднее здесь были сооружены часовня и храмы в честь этого святого и Владимирской Божией Матери 6. Сведения о дальнейшей судьбе явленного образа отсутствуют. Однако, принимая во внимание факты обретения иконы Святого Николая с одной стороны, и строительства в честь святого церкви — с другой, предположим, что в этом храме и помещался данный образ. Интересное сообщение было записано в конце XIX века в Пошехонском уезде. Около села Феодоринского находились камень с углублением, представлявшим собой «отдаленное сходство со следом человека» 7, дерево и часовня. Согласно преданию, на этом валуне «одному богобоязненному мужу» явилась Преподобная Феодора Александрийская и повелела здесь построить часовню 5. Ежегодно в день памяти святой 11 сентября сюда приходили жители окрестных селений и, желая получить исцеление от болезней, вешали на дерево одежду, украшения и кресты 8, а воду, собиравшуюся в «следе», использовали в лечебных целях 6. Принимая во внимание связь между именем святой и названием селения, вблизи которого она явилась, можно говорить, что фольклорный текст не только обосновывал священность места, но и являлся своеобразным топонимическим преданием.
"Святое дерево зовомое рябиною"
В контексте затрагиваемого вопроса отметим факты почитания деревьев, имевшего иной характер. Известно, что в начале XX века в окрестностях деревни Окулово на Ухре Пошехонского уезда на месте разрушенного в древности монастыря находилась часовня с иконами Святого Пантелеймона и Макария. Около часовни росла сосна, имевшее «развилье», которое пересекалось суком; в образовавшееся отверстие женщины «пронимали» своих детей. Данный ритуал совершала старая женщина, которой матери детей платили деньги для приобретения сжигаемого в лампадке масла. Одежда с детей вешалась на сучья лечебной сосны или бросалась к ее корню «до истления». Считалось, что данное действие способствовало скорейшему выздоровлению детей. Кроме того, сообщалось, что в Ильин день около этого дерева совершались молебны 21. В связи с этим сюжетом, скажем, что источники XIX — начала XX века свидетельствуют о широком бытовании аналогичных обрядов, исполнявшихся около священных деревьев во всем верхневолжском культурном ареале. О существовании «лечебных» ритуалов, сходных с описанными выше, в более раннее время свидетельствует «Житие» Преподобномученика Адриана Пошехонского, составленное в 1626–1670 годах. В произведении сообщалось, что церковный дьяк с.Гужова Пошехонского уезда 24 Иван Прокопиев «хождаше по вся летах к Илье Пророку на пустоши на реку Ухру, на устье реки Ушломы (в настоящее время р. Ушлонка. — А. К.) к рябине на Ильинскую пятницу» 25. Кроме того, сюда совершали шествия настоятели и прихожане окрестных церквей, служившие здесь молебны с иконой Параскевы Пятницы, приезжали «торговые и земские люди» из Ярославля, Костромы, Вологды, Романова и Пошехонья 26. В этот день страдающие различными недугами совершали здесь следующий ритуал: «у рябины сквозе сучие пронимаху дети малыя и юноты, а инии людие и в совершенном возрасте пронимахуся» 27. Как свидетельствует «Житие», на этом месте позднее была сооружена церковь Илии пророка и Параскевы Пятницы и обнаружено место захоронения убитого Преподобного Адриана Пошехонского. Последним автор «Жития» объяснял целебные свойства рябины: «не от древа бысть исцеление, но от его многострадальных мощей» 28. Данное описание содержит большое количество элементов, позволяющих наиболее полно представить локальный культ священного дерева в XVII веке. Во-первых, в качестве святыни выступала рябина, которая, согласно поверьям, обладала магическими свойствами 29. С другой стороны, автор «Жития» называет день массового паломничества к священному дереву — «Ильинская пятница». Известно, что «Ильинская пятница» являлась почитаемой вне канонов пятницей, приходящейся на одноимённый день недели перед праздником Святого Илии Пророка 30. Кроме того, интересно, что в молебнах, служившихся около рябины, упоминается икона Параскевы Пятницы — святой, тесно связанной с народной медициной 31. Сооружение храма на месте почитаемого дерева объясняется общей тенденцией Русской православной церкви к «охристианиванию» местных языческих культов.
Воскресенская церковь на Обноре
Сравнивая описания почитания деревьев около деревни Гужова в XVII веке и деревни Окулово на Ухре в XX веке, заметим, что массовый характер этот культ приобретал в периоды, связанные с празднованием дня Илии Пророка (Ильинская Пятница и непосредственно Ильин день). Последнее можно объяснить связью народного почитания Святого Илии Пророка с культом деревьев 32. С другой стороны, вызывает интерес сходное исполнение «лечебных» ритуалов путем «пронимания» сквозь древесное отверстие в локально ограниченном регионе. Принимая во внимание данный факт, предположим, что в этих местах существовал культ деревьев, по традиции передававшийся в течение весьма долгого времени.
Река Обнора
Почитанием пользовались не только отдельно стоящие деревья, но и рощи. Авторы XIX — начала XX века сообщали о совершавшихся в «заповедных рощах» молебнах и устраивавшихся гуляниях 33. Известно, что в XIX — начале XX века к северу от церкви села Воскресенского на Обноре Любимского уезда 34 располагалась так называемая «заповедная роща», которая вместе с находившимися недалеко часовней и четырьмя колодцами связывалась с именем Преподобного Сильвестра Обнорского 35.
Воскресенское. Святая роща и лестница к источнику Сильвестра Обнорского
Согласно народным преданиям, часовня была сооружена на месте встреч Преподобного Сильвестра Обнорского с местными жителями а колодцы выкопаны самим святым. В данном случае можно говорить о существовании в окрестностях села Воскресенского на Обноре своеобразного культового пространства, включавшего вместе с храмом большое количество почитаемых объектов. Как говорят источники, среди святынь Воскресенского прихода особым почитанием пользовалась «заповедная роща», скоторой было связано большое количество преданий. Сообщали, что в этой роще преподобный Сильвестр Обнорский совершал «безмолвные подвиги». Чтобы не нарушать тишину, святой «заповедал» не рубить ветви в этой роще. Запрет, данный святым, сохранялся на протяжении долгого времени и подтверждался «чудом», произошедшим в 1645 году. Рассказывали, что инок Воскресенского Обнорского монастыря Иов после нарушения заповеди, данной святым, ослеп. Зрение вернулось к Иову, когда он помолился и попросил прощения у раки с мощами преподобного 37.
Воскресенское. Источник Сильвестра Обнорского
Кроме того, в отношении этой «заповедной рощи» сообщалось, что в ее северной части «неподалеку один от другого» находились два кургана, называвшиеся «Большой» и «Малый могильники». Предполагалось, что возникновение этих захоронений относится ко времени «нашествия казанских татар, кои в XVI веке нападали на здешнюю северную страну» 38. В настоящее время атрибуция данных захоронений неизвестна. Тем не менее, отметим, что сходные по содержанию факты почитания рощ были зафиксированы и в других постфинских территориях XIX–XX веков. Так, в Череповецком уезде Новгородской губернии в конце XIX в. существовала старая сосновая роща, носившая название «Могильницы» 39. Известно, что раньше в этой роще стояла часовня, позднее устроены угольные ямы. По сообщениям местных жителей, первый человек, соорудивший угольную яму, ослеп 40. В этой связи отметим, что часовни преимущественно устанавливались в особо почитаемых местах 41. Последнее подтверждается фольклорными текстами, связанными с этой рощей. Обратим внимание, что автор сообщения не объяснил причину слепоты человека, соорудившего в роще первую угольную яму. Однако, основываясь на аналогичных фактах русской народной культуры, можно связывать данный сюжет с наказанием за нарушение запрета рубить здесь деревья, что предусматривалось при сооружении угольных ям. Топоним «Могильницы» свидетельствует о существовании на этом месте древних захоронений 42. В данном контексте обратим внимание на исследования 1984 года, проведенные вологодским археологом И. Ф. Никитинским в священных рощах «кустах» Вологодской области. Автором этих работ были зафиксированы похожие на верхневолжские поверья о «кустах» и обнаружены в них финно-угорские могильники. Как и в описанных выше случаях, в этих рощах запрещалось рубить ветви и деревья 43. Принимая во внимание вышеизложенные факты, почитание «заповедной рощи» Преподобного Сильвестра Обнорского можно напрямую связать и с находившимися в ней захоронениями и культом предков 44. Подводя итоги, можно говорить, что почитание «деревенских святынь», характеризовавшееся наличием сплава языческих и христианских представлений, занимало важное место в народной культуре населения северных уездов Ярославской губернии XIX — XX веков. Частая фиксация культа «заповедных рощ», камней, источников и деревьев позволяет говорить о том, что относятся они к более древнему периоду, чем время составления «Жития» Преподобного Сильвестра Обнорского и вероятнее всего напрямую связаны с местным мерянским суббстратом. Алексей Киселев ПРИМЕЧАНИЯ
- Санкт-петербургский исследователь А.А. Панченко, введший в научный
оборот термин «деревенские святыни», объединял этим определением
искусственные и природные объекты, почитание которых не предусмотрено
каноническим церковным обиходом. См.: Панченко А.А. Исследования в
области народного православия. Деревенские святыни Северо-Запада России.
Спб., 1998. С. 12.
- На материалах Верхневолжского региона и, в частности, Ярославского
края, авторы обращались к вопросам почитания отдельных объектов,
проблемам этнического происхождения данного явления. См.: Седов В.В.
Восточные славяне в VI-XIII вв. М., 1982. С. 264; Альквист А. Синие
камни, каменные бабы // Journal de la Societe Finno-Ougrienne. 1995. №
86. Helsinki. С. 7-26; Добровольская В.Е. Рассказы о святой Варваре в
Переславском районе // ЖС. 1998. № 4. С. 21-22; Дубов И.В. Культовый
«Синий камень» из Клещина // Дубов И.В. Залесский край. Эпоха раннего
средневековья. Избранные труды. Спб., 1999. С. 300; Комаров К.И. Древние
боги Ярославской земли // СРМ. Вып. XIV. Ростов, 2003. С. 413-423 и др.
- Лавров Н.Ф. Камень, источающий воду, находящийся близь г. Углича //
ЯГВ (н.ч.). 1888. 15 июля. № 55. С. 2. Аналогичные реалии были
зафиксированы в конце XIX в. в Пошехонском уезде Ярославской губернии.
Около с. Феодоринского располагался валун с углублением, оставленным,
согласно сказанию, святой Феодорой Александрийской. Воду, которая
собиралась в «следе», использовалась в лечебных целях. Балов А. Народные
суеверия и предрассудки в Пошехонском уезде // ЯЕВ (н.ч.). 1888. 5
июля.
- Информант Е.П. Павлова, 1912 г.р., уроженка д. Грибаново Угличского района. Запись сделана там же 28 октября 2004 г.
- Информант о. Сергий (Симаков), 1949 г.р., настоятель храма Михаила
Архангела в с. Архангельское в Бору Угличского района. Запись сделана
там же 28 октября 2004 г.
- Державин М. Приход церкви села Никольское на Молокше Угличского
уезда Ярославской губернии (церковно-приходское историко-статистическое
описание) // ЯЕВ (н.ч.). 1887. 16 ноября. № 46. Стб. 741.
- Там же. Стб. 741.
- Державин М. Приход церкви села Никольское на Молокше Угличского
уезда Ярославской губернии (церковно-приходское историко-статистическое
описание) // ЯЕВ (н.ч.). 1887. 26 октября. № 43. Стб. 699; 1887. 16
ноября. № 46. Стб. 741
- Информант Т.А. Васильева, 1919 г.р., уроженка д. Войновы Горки
Ростовского района. Запись сделана в д. Юрьевское Ростовского района
Ярославской области 30 июня 2004 г.
- Обозрение епархии Преосвященнейшим Ионафаном, Епископом Ярославским и
Ростовским (с 3-го по 22-е июня 1881-го года) // ЯЕВ (н.ч.). 1881. 14
ноября. № 46. С. 362; Ильин С. Петуховы камни // Северный рабочий. 1966.
5 января. С. 4. Заметим, что данный сюжет аналогичен известному
сказанию о спасении гусями античного Рима, возможно, оказавшего влияние
на угличское предание.
- Следует сказать, что источники XIX-XX вв. содержат сведения о камнях
со следами птиц в Верхнем Поволжье (Глинка Ф. Мои заметки о признаках
древнего быта и камнях, найденных в Тверской Карелии в Бежецком уезде //
Русский исторический сборник, издаваемый Обществом истории и древностей
российских. 1837. Т. 1. Кн. 2. С. 16; Смирнов В.И. Клады, паны и
разбойники (этнографические очерки Костромского края) // Труды КНОИМК.
Кострома, 1921. Вып. XXVI. С. 11; Ильин С. Петуховы камни… С. 4.). Не
исключено, что почитание этих валунов было перенято от жившей здесь в
раннее средневековье финно-угорской народности мери, в представлениях
которой культ птиц занимал важное место. В настоящее время некоторые
современные финно-угорские народы считают птиц семейно-родовыми
покровителями. См.: Владыкин В.Е. Религиозно-мифологическая картина мира
удмуртов. Ижевск, 1994. С. 154.
- См.: Моряков С.В. О чем молчат камни древнего Верха // Отечество. М., 2000. С. 114.
- Буров В.А. Образ мировой горы у новгородских кривичей и словен //
Истоки русской культуры (археология и лингвистика). Материалы по
археологии России. М., 1997. Вып. 3. С. 87.
- Там же. С. 87. В этой связи обратим внимание на упоминание знаков
«тетеревина нога», «сорочья нога» в «межевых книгах» XVI-XVII столетий.
См.: Смирнов В. Клады, паны и разбойники (этнографические очерки
Костромского края) // Труды КНОИМК. Кострома, 1921. Вып. XXVI. С. 11.
- См.: Смирнов Н.И., Логинов П.И. Из этнографических записей // Доклады ПЕЗАНПРОБ. Переславль Залесский, 1923. Вып. 11. С. 26.
- По утверждению старожилов, этот камень был взорван и использован при
строительстве железной дороги в середине XX в. См.: Альквист А. Синие
камни… С. 8.
- Фарфоровский С.В. Переславщина, как один из культурных центров
древности (в связи с задачами его изучения) // Доклады ПЕЗАНПРОБ.
Переславль-Залесский, 1919. № 4. С. 4. Ср.: Попов А.С. Время собирать
камни. Заметки краеведа // Отечество. М., 2000. С. 156.
- Информант Н.В. Емельянов, 1925 г.р., уроженец д. Нагая слобода Ростовского района. Запись сделана там же 10 июня 2004 г.
- До 1917 г. часть бывшей Нажеровской волости Ростовского уезда Ярославской губернии.
- Информант Н.А. Орлова, 1925 г.р., уроженка г. Костромы. Запись сделана в с. Погорелово Ростовского района 16 июня 2005 г.
- Смирнов Н.И., Логинов П.И. Из этнографических записей... С. 26.
- Ср. удмуртские поверья о последствиях оскорбления «духа» озера. См.: Владыкин В.Е. Указ. соч. С. 80.
- По данным археологии, Берендеевский болотный массив представлял в
древности мелководное озеро (или несколько озер) послеледникового
происхождения, которое в эпоху неолита (IV-II тыс. до н.э.) было
частично заболочено. Следы первоначальной деятельности человека здесь
относятся к волосовской культуре (начало II тыс. до н.э.). См.: Уткин
А.В., Костылева Е.Л. К вопросу о культурной принадлежности погребений на
стоянке Берендеево I // РА. 1998. № 2. С. 160; Плещеево озеро:
исторический и эколого-географический очерк. М., 2001. С. 56.
- Смирнов М.И., Логинов П.И. Из этнографических записей… С. 26.
- Альквист А. Синие камни... С. 8.
- Смирнов М.И. Старые боги // Доклады ПЕЗАНПРОБ. Переславль-Залесский, 1919. №4. С. 7.
- См.: Максимов С.В. Нечистая, неведома и крестная сила. Спб., 1994. С. 65.
- См.: Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М., 1991. С. 414.
Ср. факты принесения в жертву камням в других местах расселения русских:
Попов А.С. В поисках Дивьего камня. М., 1981. С. 115; Александров А.А. О
следах язычества на Псковщине // КСИА. 1983. Вып. 175. С. 12.
- См.: Плетнева С.А. Печенеги, торки, половцы // Степи Евразии в эпоху средневековья. М., 1981. С. 220.
- Там же. С. 220.
- См.: Повесть временных лет (подготовка текста, перевод и комментарии
О.В. Творогова) // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1. XI-XII
века. СПб., 2000. С. 269.
- См., например: Ипатьевская летопись (Полное собрание русских
летописей). М., 1998. Стб. 240, 257, 286. О пребывании кочевников на
территории Владимирского края в эпоху раннего средневековья
свидетельствуют и данные археологии. Так, в 1852 г. А.С. Уваровым в
окрестностях г. Юрьева Польского Владимирской губернии был обнаружен
курган с захоронением «какого-то кочевника», датированный XII-XIII вв.
См.: Спицын А.А. Кочевнический курган близ гор[ода] Юрьева Польского //
Известия ИАК. Спб., 1905. Вып. 15. С. 83.
- Плетнева С.А. Указ. соч. С. 220. В этом отношении интересно, что
слово «баба» в переводе с тюркского означает «предок», «предки». См.:
Есберганов Х. Каменные изваяния южного Приуралья // Всесоюзная научная
сессия по итогам полевых этнографических и антропологических
исследований 1988-1989 гг. Ч. 2. Алма-Ата, 1990. С. 16.
- См., например: Альквист А. Синие камни... С. 7-16; Она же. Мерянская
проблема на фоне многослойности топонимии // ВЯ. 1997. № 6. С. 7-12,
16, 34; Рогалева С.Б. Арсеновские находки (к вопросу о культе камня в
Верхнем Поволжье) // Иваново-Вознесенский край: история и современность.
Материалы II областной краеведческой конференции. Иваново, 26 марта
1992. Иваново, 1992. С. 18; Александров А.А. Волшебные камни в народных
сказках // Отечество. М., 2000. С. 122.
- См.: Альквист А. Синие камни… С. 18.
- Толстой Н.И. О реконструкции праславянской фразеологии // Толстой
Н.И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и
этнолингвистике. М., 1995. С. 398.
- Каово А. От Ростова Ярославского до Переяславля-Залесского // ЯГВ (н.ч.). 1884. 4 сентября. № 69. С. 6.
- Информант В.С. Зубакова, 1929 г.р., уроженка с. Деболовское
Ростовского района. Запись сделана там же 8 августа 2002 г. Ср.: Титов
А.А. Ростовский уезд Ярославской губернии. М., 1885. С. 148.
- Титов А.А. Ростовский уезд… С. 555. Каово А. От Ростова Ярославского
до Переяславля-Залесского // ЯГВ (н.ч.). 1884. 27 июля. № 58. С. 6.
- Информант Н.К. Молотов, 1946 г.р., уроженец г. Александрова
Владимирской области. Запись сделана в пос. Петровское Ростовского
района 13 сентября 2003 г.
- Информант Н.К. Молотов.
- Информант Н.К. Смирнов, 1918 г.р., уроженец д. Зманово
Борисоглебского района Ярославской области. Запись сделана там же 8 июля
2004 г.
- Распоряжения правительственные. Указы Его Императорского Величества
Самодержца Всероссийского из Святейшего Правительствующего Синода
преосвященному Ионафану, Архиепископу Ярославскому и Ростовскому // ЯЕВ
(оф.ч.). 1884. № 3. 16 января. С. 21. На данный момент известны три
иконы преподобного Иринарха из Борисоглебского монастыря, датированные
заведующим архитектурным отделом ГМЗ «Ростовский кремль» А.Г. Мельником
соответственно концом XVII – началом XVIII вв., 1804-1806 гг. и 1842 г.
(См.: Мельник А.Г. Вновь открытая икона преподобного Иринарха в житии //
СРМ. Вып. X. Ростов, 2000. С. 133, 136). По устному свидетельству А.Г.
Мельника, эти иконы были снабжены на оборотных сторонах ручками-скобами
(сняты во время реставрации), предназначаясь для крестных ходов. Не
исключено, что в разное время данные иконы участвовали в крестных ходах к
святому источнику.
- Распоряжения правительственные… С. 21.
- Мартышин В. Иринархов колодчик // Любитель природы. Рыбинск, 2000. С. 354.
- Там же. С. 362.
- Данные натурного обследования территории колодца Святого Иринарха около с. Кондаково 8 июля 2004 г.
- Мартышин В. Указ. соч. С. 353, 355.
- Кунаева Е.В. Крестный ход в Кондаково // Иринарховские чтения. Вып. 1. Борисоглебский на Устье монастырь, 2002. С. 15.
- См.: Б.а. Иринарх и баронесса // Юность. 2002. 5 июня. № 23. С. 6.
- Информант Н.И. Малинин, 1941 г.р., уроженец д. Шаньково
Борисоглебского района. Запись сделана в д. Зманово Борисоглебского
района 8 июля 2004 г. Ср.: Житие преподобного Серафима Саровского //
Жития и творения русских святых. М., 1993. С. 297.
- Материалы по русским верованиям XIX-XX вв. говорят о почитании
источников, образованных несколькими, часто тремя, ручьями («встречных»
ключах). Ср.: Традиционный фольклор Владимирской деревни (в записях
1963-1969 гг.). М., 1972. С. 83.
- Информант Н.И. Малинин.
- Ср.: Щепанская Т.Б. Кризисная сеть (традиции духовного освоения
пространства) // Русский Север: к проблеме локальных групп. Спб., 1995.
С. 131.
- Там же. С. 120.
- Ср.: Кремлева И.А. Обеты в народной жизни // ЖС. 1994. № 3. С. 16
- Ср.: Попов Н.С. На марийском языческом молении // ЭО. 1996. № 3. С.
140; Огудин В.Л. Места поклонения Ферганы как объект научного
исследования // ЭО. 2002. № 1. С. 70.
|