Среда, 06.11.2024, 04:39 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2012 » Февраль » 19 » Ледбал и Шулма. Глубоко в лесу, в глубине души.
14:58
Ледбал и Шулма. Глубоко в лесу, в глубине души.
Заболоченый лес

Прекрасный заболоченный лес между реками Ледбал и Шулма. Череповецкий район, Вологодская обл. Рядом была Арбунская волость Белозерского княжества. Ну и Арбужевесь тоже не так, чтобы далеко, но уже южнее и по Шексне ближе к Пошехонью.

Про арбуев вы помните: Митрополит Московский Макарий в 1534 г. жаловался, что на севере народ часто обращается к волхвам и колдунам - "а молятца деи по скверным своим молбищам древесом и камению, по действу дияволю, и среды деи и пятка и святых постов не чтят и не хранят, и в Петров деи пост многие ядят скором, и жертву деи и питья жрут и пьют мерзким бесом, и призывают деи на те свои скверныя молбища злодеивых отступник арбуев Чюдцких, и мертвых деи своих они кладут в лесех по курганом и по коломищом, с теми же арбуи, а к церквам деи на погосты тех своих умерших оне не возят сохраняти; также деи у них у которые жены дитя родитца, и они деи наперед к тем своим младенцем призывают тех же скверных арбуев; и те деи арбуи младенцем их имяна свойски нарицают, а вас деи, игуменов и священников, оне к тем своим младенцем призывают после; а на кануны деи свои призывают оне тех же скверных арбуев, и те деи арбуи над кануны их арбуют скверным бесом и смущают деи християнство своим нечестием..."



Этнографами и лингвистами обнаруживается сходство в культуре и  религиях вепсов, меря и мари. У горных марийцев жрец назывался "арвуй", у карел, эстонцев и вепсов "arvi". Можно с уверенность предположить, что мерянских волхвов так же звали арбуями.  Генетически связаны обрядовые игры, драматизорованные действия, святочные маски марийцев, мордвы, карелов, эстонцев, вепсов (Акцорин, 1972, с.155-160).


Язычество и христианство / худ. Галлен-Каллела.

Это говорит о том, что общими были земледельческие календарно-обрядовые культы, мифологические образы, воззрения и поверия на основе почитания предков. Марийцы верили, что начинающая прясть девочка, если хочет этому научиться быстро и хорошо, должна в полночь прясть вместе с выходящей из подполья старухой-пряхой. Та же тема присутствует в вепской сказке: из-под пола ночью выходит старуха, чтобы прясть вместе с хозяйкой (Зайцева, Муллонен, 1969, с.190). Сходные образы распространены в новогородних представлениях современного русского населения Костромы, Галича, Дмитровского района Московской области (Зернова, 1932), известны в Нижегородском и Марийском Поветлужье. Можно предположить, что образ кикиморы в мифологии русского населения Волго-Окского бассейна возник в результате славянизации мери и вепсов. Духи покровительницы прядения и ткачества восходят к до русскому периоду, прослеживаются в эпосе эстонцев и финнов. У марийцев и вепсов он имеет ярко выраженные патриархальные черты - это мифологический женский образ, домашнее божество, возникающее с переходом от кочевого образа жизни к оседлости, к земледелию с ткачеством и прядением у женщин. Как показывают исследования эстонских ученых, лен на территории Эстонии выращивается с 1 тыс. до н.э.(Эстонская народная, 1960, с. 192).

Общие образы, характерные также для прибалтийских финнов, содержит и марийская народная демонология. Злой дух "пери" известен у карелов, финнов и марийцев.

Но вернемся к междуречью рек Ледбал и Шулма.

Вокруг - красота. Реки и села: Смерьга, Мотома, Ковжа, Шухободь, Кызголойда, Кыргода, Кишбой(л), Корб, Родомбой(л), Чаромба(л), Кукобой(л), Самсарка, Кумсара, Урусарка, Кучесара, Шушбой(л), Ишкобой(л), Лилигумзь, Кыргода, Амбохта, Чукша,   Поэма, одним словом.

Мы там можем прогуляться благодаря замечательным фотопейзажам Валерия:

«Заболоченый лес» на Яндекс.Фотках
Старая лужа в глухом лесу превращается в целый мир, загадочный и безграничный.

"...стань недвижно, 
как стоит во мху осока, 
как стоит валун на поле, 
как вода в окне болотном."

Это - сам Ледбал. Или Ледбол. Мелкий, но энергичный.



В сказках и в "Калевале" коряги всегда связаны с волшебством нижнего мира. Когда их видишь, понимаешь, что по-другому не может быть:



[akim_trefilov]


Просмотров: 5859 | Добавил: Yalo | Рейтинг: 5.0/3
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство Социология
Статистика
Яндекс.Метрика