Прекрасный заболоченный лес между реками Ледбал и Шулма. Череповецкий район, Вологодская обл. Рядом
была Арбунская волость Белозерского княжества. Ну и Арбужевесь тоже не
так, чтобы далеко, но уже южнее и по Шексне ближе к Пошехонью.
Про арбуев вы помните: Митрополит Московский Макарий в 1534 г. жаловался, что на севере народ часто обращается к волхвам и колдунам - "
а
молятца деи по скверным своим молбищам древесом и камению, по действу
дияволю, и среды деи и пятка и святых постов не чтят и не хранят, и в
Петров деи пост многие ядят скором, и жертву деи и питья жрут и пьют
мерзким бесом, и призывают деи на те свои скверныя молбища злодеивых
отступник арбуев Чюдцких, и мертвых деи своих они кладут в лесех по
курганом и по коломищом, с теми же арбуи, а к церквам деи на погосты тех
своих умерших оне не возят сохраняти; также деи у них у которые жены
дитя родитца, и они деи наперед к тем своим младенцем призывают тех же
скверных арбуев; и те деи арбуи младенцем их имяна свойски нарицают, а
вас деи, игуменов и священников, оне к тем своим младенцем призывают
после; а на кануны деи свои призывают оне тех же скверных арбуев, и те
деи арбуи над кануны их арбуют скверным бесом и смущают деи християнство
своим нечестием..."
Этнографами и лингвистами обнаруживается сходство в культуре и религиях вепсов, меря и мари. У горных марийцев жрец назывался "арвуй", у карел, эстонцев и вепсов "arvi". Можно с уверенность предположить, что мерянских волхвов так же звали арбуями. Генетически связаны обрядовые игры, драматизорованные действия, святочные маски марийцев, мордвы, карелов, эстонцев, вепсов (Акцорин, 1972, с.155-160).
Язычество и христианство / худ.
Галлен-
Каллела.
Это говорит о том, что общими были земледельческие календарно-обрядовые культы, мифологические образы, воззрения и поверия на основе почитания предков. Марийцы верили, что начинающая прясть девочка, если хочет этому научиться быстро и хорошо, должна в полночь прясть вместе с выходящей из подполья старухой-пряхой. Та же тема присутствует в вепской сказке: из-под пола ночью выходит старуха, чтобы прясть вместе с хозяйкой (Зайцева, Муллонен, 1969, с.190). Сходные образы распространены в новогородних представлениях современного русского населения Костромы, Галича, Дмитровского района Московской области (Зернова, 1932), известны в Нижегородском и Марийском Поветлужье. Можно предположить, что образ кикиморы в мифологии русского населения Волго-Окского бассейна возник в результате славянизации мери и вепсов. Духи покровительницы прядения и ткачества восходят к до русскому периоду, прослеживаются в эпосе эстонцев и финнов. У марийцев и вепсов он имеет ярко выраженные патриархальные черты - это мифологический женский образ, домашнее божество, возникающее с переходом от кочевого образа жизни к оседлости, к земледелию с ткачеством и прядением у женщин. Как показывают исследования эстонских ученых, лен на территории Эстонии выращивается с 1 тыс. до н.э.(Эстонская народная, 1960, с. 192).
Общие образы, характерные также для прибалтийских финнов, содержит и марийская народная демонология. Злой дух "пери" известен у карелов, финнов и марийцев.
Но вернемся к междуречью рек Ледбал и Шулма.
Вокруг - красота. Реки и села: С
мерьга, Мотома, Ковжа, Шухободь, Кызголойда, Кыргода, Киш
бой(л), Корб, Родом
бой(л), Чаром
ба(л), Куко
бой(л), Сам
сарка, Кум
сара, Уру
сарка, Куче
сара, Шуш
бой(л), Ишко
бой(л), Лилигумзь, Кыргода, Амбохта, Чукша, Поэма, одним словом.