Село Нестиары Нижегородской области, растянувшись хороводом вокруг озера, переходит в деревеньку Заозерье; человеческие жилища опоясывают озеро Нестиар подобно ожерелью. Озеро Нестиар находится в нескольких десятках километров от знаменитого озера Светлояр, о котором мы писали не так давно, и тоже является мощным местом Силы.
Эти два святых озера образуют как бы единый сакральный организм, в котором ничто не оказывается главным, подчинённым. Здесь незримо витают древние божества языческих мари которым и сейчас молятся местные жители в облике икон, почитаемых деревьев и источников... Местные и не осознают до конца какие они двуеверцы.
Вокруг них леса и болота, родная среда, которая кормит — там люди добывают дрова, грибы, ягоды и зверя и ходят к ним со своими радостями и бедами.. Так было и двести и тысячу лет назад. Так будет. Сколько продлится это равновесие, не знает никто.
Бытует здесь, в Нестиарах, и своя легенда. Живет она уже много веков. На Нестиар прилетела… церковь.
Однажды городке Васильсурске срубили храм, а в него поместили чудотворную икону Варлаама Хутынского. Пришли наутро освящать — а храма и нету! Нашлись очевидцы, которые видели, что храм поднялся в воздух, повисел на Волгой — и медленно улетел на Север — над лесами, над болотами… Представляете: утром выбираются нестиарцы из своих изб — а пред ними красивый деревянный храм! Легенда говорит, что он "невидимо стоял на озером”, а после приземлился на высоком берегу. Все местные убеждены, что так оно и было. Если учитывать, что Васильсурск основан отцом Ивана Грозного в начале XVI века, можно предположить, что случилось это около пятисот лет назад. Вообще мотив летающей церкви сильно напоминает мотив летающих камней-сейдов финно-угорской Лапландии. Сейд – по понятиям Карелии саами - это природный объект, в котором живёт почитаемый Дух.
Сейды бывают как естественного происхождения (деревья, скалы, животные, всевозможные явления природы) так и рукотворные. Как правило, рукотворный сейд представляет собой крупный валун, поставленный на несколько более мелких камней или в какое-нибудь неустойчивое положение.
Слышат звон, а не знают…
И еще одна легенда. Говорят, во времена старца Нестора здесь был монастырь. Когда татары подступили к нему, он ушел в воду, дабы не сдаться на поругание. Татры видели, как монастырь под землю ушел, а образовавшуюся бездну стала медленно заполнять вода. Легенда, очень похожая на сказание о граде Китеже на соседнем озере Светлояр. Кстати эти озера — братья. И по судьбе, и по географии, они ведь одной водной системе принадлежат. Прилет церкви на Нестиар — не напрасная случайность, а особое благословение не сдавшемуся монастырю
В подводный монастырь с праведниками, которые живут в воде, молятся, поют и идут крестными ходами, здесь верят абсолютно все — уже хотя бы потому что многие хотя бы раз в жизни слышали колокольный звон, доносящийся из недр озера. Некоторые учёные находят этому объяснение: звон по руслам рек и по низинам доносится со стороны Макарьевского Желтоводского монастыря, за 40 километров. Такое свойство необыкновенное имеет звук, ведь даже колокольный звон — всего лишь волны. Но как объяснить такой факт: звонили таинственные "подводные” колокола и во времена, когда Макарьевский монастырь был закрыт и разорен. Мне лично кажется, суть не в том, откуда звон. Важно, что люди верят. Как все-таки прекрасно жить у озера, в голубизне которого обитают праведники!
Нестиар абсолютно кругл, он подлинное "око Земли”. Озеро зарастает, в этом заслуга одного из председателей колхоза: он приказал расширить русло речки Исток, которая вытекает из Нестиара, отчего вековое движение воды нарушилось. К тому же засорились родники, питающие озеро. Исток впадает в Быстрец, тот — в Люнду, дальше — Ветлуга и Волга. Поговаривают, что есть-де подземная река, связывающая Нестиар со Светлояром, но гипотезу так никто и не доказал. Проблема озера в том, что к его берегу можно теперь подойти только с северо-восточной стороны. Нужно бы чистить озеро, спасать чудесный водоем, однако сейчас нестиарцы заняты иным: они как и миллионы жителей коренной России ограблены до нитки, брошены Москвой на произвол судьбы и выживают....
Вперед, в прошлое!
В связи с административной реформой больницу в Нестиарах закрыли. Посчитали так: 1000 человек — это люди, 700 — нет. Больница положена только для 1000, а в Нестиарском поселении проживает 700. Хорошо еще, оставили стационар, даже зубного врача не сократили. Народ воспринял закрытие больницы как очередной шаг назад, в XIX век. Что следующее в очередь на ликвидацию — школа, клуб, почта?
Из 700 человек трудоспособных здесь 290. 159 трудятся в бюджетной сфере, 131 — безработные. На биржу из них встали лишь 20, остальные "крутятся”. Некоторые заплутали в алкогольных лабиринтах, но большинство пребывает поисках средств к пропитанию.
Нынешняя реалия Нестиар — непрерывный стук топоров с разных концов села. Здесь даже заведующий клубом — и тот мастерит. Поскольку главное окружающее богатство — леса, аккурат все непьющие мужики плотничают да столярничают. Делают это в кустарном порядке, не зарегистрировавшись в качестве предпринимателей, а потому о своей сермяжной правде боятся говорить любому постороннему.
Самый знаменитый нестиарский древоделец — Александр Сычев. Он знаменит тем, что целые детские городки рубит. Говорят, образы мастер берет из того монастыря, что там, под водой запрятан. Заказчики — из городов и районных центров, там ценят искусство, тянущее корни к древности. Мастера я застал аккурат за работой: он рубил заказ из целых двадцати шести "позиций”. Помогали ему два мужика, Володя и Юра; как Александр объяснил, они из Заозерья, братья. Били беспробудно, а теперь при деле и вроде как зареклись от вина. Жена Александра — главный врач Нестиарской больницы. Мне очень хотелось поговорить с ней о нестиарском варианте национального проекта "здравоохранение”, но она отказалась, сославшись на нездоровья. Я заподозрил, что болезнь ее напрямую связана с закрытием больницы и теплых (а возможно и нематерных) слов у этой замечательной женщины по поводу всего, что творится в нашей стране, в запасе нет.
Супруг ее не намного словоохотливее. В Нестиарах вообще на слова скупы. Александр — профессиональный мастер лесного хозяйства. Трудился он в лесничестве и ушел на свободные хлеба еще 20 лет назад, на самой заре пресловутой перестройки. Он не хвалясь утверждает, что из дерева может сделать все — от колодца до коттеджа. А тот, кто ремеслом владеет, никогда не пропадет.
Жизнь по мнению Сычева сейчас нормальная. Даже несмотря на то, что нет уверенности в завтрашнем дне. Вот сегодня есть заказ, завтра не будет — и все равно не пропадет мастер. Лес спасет. Только одно беспокоит мастера: молодежь рожать не хочет. Наверное боятся неопределенности. Но и это по мнению Александра временное; покрутятся в городе-то, поймут, что природа, свобода и покой гораздо дороже "плодов цивилизации” типа казино или кабаков. Истина, по мнению мастера, проста: построй дом, воспитай детей, посади деревья. Уж деревьев-то Сычев посадил вдоволь!
Автор текста и фотографий: Геннадий Михеев.
|