21 июня в Латвии – Лиго, летний Солнцеворот. Ниже вашему вниманию – две зарисовки от российского и беларуского участников латвийских празднований.
Россиянин и беларус участвовали в празднованиях в разных местах, но по стечению обстоятельств эти места отстояли друг от друга километров на пятнадцать, в центре Латвии, – в Турайде (где Лиго организовывают Dievturiba совместно с Delve) и в частном хуторе в окрестностях Биринского замка.
Ожидание чуда
Сравнивая Латвию с Росией, первое, что поражает, – это вовлеченность латышей, балтов и финно-угров, в собственные этнические традиции. Она очень высокая. На Солнцевороте вы не встретите не только привычного на таких праздниках присутствия лишних людей, но и вездесущих правых ультрас (как в России) с эзотерическими сумасшедшими, считающими, что египетские пирамиды построили латыши, а индийские веды – их священные писания.
Атмосфера праздника была абсолютно мирной, в воздухе витали радость, мир и ожидание чуда. Чудо действительно произошло, погода была ненастная, со стороны Балтики шли плотные дождевые облака, периодически начинался настоящий ливень. Но под утро, после огненных ритуалов, хороводов, исполнения священных песен и омовения в древнем роднике, облака рассеялись и показался долгожданный огненный шар Saule, давший всем тепло.
Взаимное уважение
Еще одна поразившая меня черта латышских традиционалистов – это взаимное уважение и сотрудничество балтов и финно-угров Латвии, в котором нет и капли противостояния друг другу. В древности они торговали и воевали друг с другом, вместе сражались с немецкими крестоносцами, сопротивлялись крещению и уничтожению своих культур. Вместе стали основой для появления латышской нации. Балтская и финская составляющие явились органичными частями народной культуры, всеми одинаково признаваемыми и уважаемыми.
В апреле этого года умер лив Дайнис Сталтс, основатель и глава Livu Savieniba – Ливского союза, фольклорист и политик. В Риге, в доме Mazaja Gilde, в последний путь его провожал весь цвет латышского традиционалистского движения. Представить что-то подобное в России просто невозможно. Например, чтобы славянские традиционалисты с почестями провожали марийского карта или карельского арбуя. Также трудно вообразить, чтобы традиционалисты-славянофилы хотя бы с уважением относились к балтам и финно-уграм, являющимся такими же значимыми и исконными основами российского народа и его культуры как славяне. Нет, это нонсенс. На деле чаще всего с их стороны мы видим отторжение и недовольство.
Национальное государство лучше
Вся разница ситуаций мне видится в кардинальном различии менталитета россиян и латышей. У латышей – выстраданное национальное государство, в котором уважаются все его традиционные составляющие. У россиян – империя, в которой людьми, называющими себя традиционалистами и язычниками, сознательно затирается изначальное этническое многообразие культуры её земель. Хотя в последние годы, с появлением новых этно-движений в центральной России и наметился некоторый перелом в этой ситуации.
Андрей Малышев-Мерянин, Россия, Москва
Яновы дети
23 июня в Латвии – праздник, выходной, Янов день. Ночью на 24 июня довелось ехать из Риги через всю страну. За полчаса по выезде из Риги за окном насчитали тридцать костров. Один купальский костер в минуту. Потом считать перестали, пропорция сохранялась. И так по всей Латвии. Чувствуешь себя невероятно защищенным. (При этом, въезжаешь в Литву – ни одного огонечка. Может, дело в сохраненном магическом слове “Лиго”?)
В купальских песнях латышей есть установка: те, кто поют, называют себя “Яновы дети”, “Jana berni”. Латыши, как нормальные европейцы, критичны к своим властям – они идентифицируют себя не как чьи-то подданные (как в России или в Беларуси), а как дети Яниса, приезжающего проведать их раз в год на коне из-за горы. У латышей давно не ищут ни своей идентичности, ни национальной идеи, у них она есть: они – латыши, они – Яновы дети. Лаконично и четко.
Миддл-класс
А 21 июня довелось побывать на праздновании Солнцеворота. Человек сорок, не больше. Почти половина – дети. Своя компания уже сколько лет. Сегодня – все в национальных одеждах, а когда начинали – в чем душа пожелает, по-обычному, по-простому. Люди миддл-класса – кто врач, кто инженер, кто владелец интернет-магазина, кто топ-менеджер хлебопекарни, кто менеджер на фирме. То есть, не “национально ангажированные”, обычные граждане, успешные обыватели.
И подумалось – ведь как органично празднование природного праздника именно в такой среде. Когда Купалье, Лиго – не манифест, а набирание сил для последующей обычной жизни. Как и раньше было. Жито обходили не потому, что это что-то особо сакральное – а потому что этим жили, житом, хлебом. А сейчас другим живут. Но! Энергия нужна для сегодняшней жизни, сегодняшнего успеха не меньше. Энергия роста, цветения, витальности, генерации. Чтобы вытеснить нехорошее, а заполнить хорошим, священным. Без отлетов, крепко стоя на земле, как дерево. Там – так, у нас – не так. Причины, конечно, не так просты, как описание их последствий.
Алесь Микус, Беларусь, Минск
Источник: svajksta.by