Суббота, 23.11.2024, 08:09 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2014 » Июнь » 27 » Līgo. Чудо балтийской Ночи глазами россиянина и беларуса
19:26
Līgo. Чудо балтийской Ночи глазами россиянина и беларуса

21 июня в Латвии – Лиго, летний Солнцеворот. Ниже вашему вниманию – две зарисовки от российского и беларуского участников латвийских празднований.

Россиянин и беларус участвовали в празднованиях в разных местах, но по стечению обстоятельств эти места отстояли друг от друга километров на пятнадцать, в центре Латвии, – в Турайде (где Лиго организовывают Dievturiba совместно с Delve) и в частном хуторе в окрестностях Биринского замка.

Ожидание чуда

Сравнивая Латвию с Росией, первое, что поражает, – это вовлеченность латышей, балтов и финно-угров, в собственные этнические традиции. Она очень высокая. На Солнцевороте вы не встретите не только привычного на таких праздниках присутствия лишних людей, но и вездесущих правых ультрас (как в России) с эзотерическими сумасшедшими, считающими, что египетские пирамиды построили латыши, а индийские веды – их священные писания.

Атмосфера праздника была абсолютно мирной, в воздухе витали радость, мир и ожидание чуда. Чудо действительно произошло, погода была ненастная, со стороны Балтики шли плотные дождевые облака, периодически начинался настоящий ливень. Но под утро, после огненных ритуалов, хороводов, исполнения священных песен и омовения в древнем роднике, облака рассеялись и показался долгожданный огненный шар Saule, давший всем тепло.

Взаимное уважение

Еще одна поразившая меня черта латышских традиционалистов – это взаимное уважение и сотрудничество балтов и финно-угров Латвии, в котором нет и капли противостояния друг другу. В древности они торговали и воевали друг с другом, вместе сражались с немецкими крестоносцами, сопротивлялись крещению и уничтожению своих культур. Вместе стали основой для появления латышской нации. Балтская и финская составляющие явились органичными частями народной культуры, всеми одинаково признаваемыми и уважаемыми.

В апреле этого года умер лив Дайнис Сталтс, основатель и глава Livu Savieniba – Ливского союза, фольклорист и политик. В Риге, в доме Mazaja Gilde, в последний путь его провожал весь цвет латышского традиционалистского движения. Представить что-то подобное в России просто невозможно. Например, чтобы славянские традиционалисты с почестями провожали марийского карта или карельского арбуя. Также трудно вообразить, чтобы традиционалисты-славянофилы хотя бы с уважением относились к балтам и финно-уграм, являющимся такими же значимыми и исконными основами российского народа и его культуры как славяне. Нет, это нонсенс. На деле чаще всего с их стороны мы видим отторжение и недовольство.

Национальное государство лучше

Вся разница ситуаций мне видится в кардинальном различии менталитета россиян и латышей. У латышей – выстраданное национальное государство, в котором уважаются все его традиционные составляющие. У россиян – империя, в которой людьми, называющими себя традиционалистами и язычниками, сознательно затирается изначальное этническое многообразие культуры её земель. Хотя в последние годы, с появлением новых этно-движений в центральной России и наметился некоторый перелом в этой ситуации.

Андрей Малышев-Мерянин, Россия, Москва

Яновы дети

23 июня в Латвии – праздник, выходной, Янов день. Ночью на 24 июня довелось ехать из Риги через всю страну. За полчаса по выезде из Риги за окном насчитали тридцать костров. Один купальский костер в минуту. Потом считать перестали, пропорция сохранялась. И так по всей Латвии. Чувствуешь себя невероятно защищенным. (При этом, въезжаешь в Литву – ни одного огонечка. Может, дело в сохраненном магическом слове “Лиго”?)

В купальских песнях латышей есть установка: те, кто поют, называют себя “Яновы дети”, “Jana berni”. Латыши, как нормальные европейцы, критичны к своим властям – они идентифицируют себя не как чьи-то подданные (как в России или в Беларуси), а как дети Яниса, приезжающего проведать их раз в год на коне из-за горы. У латышей давно не ищут ни своей идентичности, ни национальной идеи, у них она есть: они – латыши, они – Яновы дети. Лаконично и четко.

Миддл-класс

А 21 июня довелось побывать на праздновании Солнцеворота. Человек сорок, не больше. Почти половина – дети. Своя компания уже сколько лет. Сегодня – все в национальных одеждах, а когда начинали – в чем душа пожелает, по-обычному, по-простому. Люди миддл-класса – кто врач, кто инженер, кто владелец интернет-магазина, кто топ-менеджер хлебопекарни, кто менеджер на фирме. То есть, не “национально ангажированные”, обычные граждане, успешные обыватели.

И подумалось – ведь как органично празднование природного праздника именно в такой среде. Когда Купалье, Лиго – не манифест, а набирание сил для последующей обычной жизни. Как и раньше было. Жито обходили не потому, что это что-то особо сакральное – а потому что этим жили, житом, хлебом. А сейчас другим живут. Но! Энергия нужна для сегодняшней жизни, сегодняшнего успеха не меньше. Энергия роста, цветения, витальности, генерации. Чтобы вытеснить нехорошее, а заполнить хорошим, священным. Без отлетов, крепко стоя на земле, как дерево. Там – так, у нас – не так. Причины, конечно, не так просты, как описание их последствий.

Алесь Микус, Беларусь, Минск

Источник: svajksta.by

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 3378 | Добавил: merja | Теги: Язычество, финно-угры, Солнцеворот, латвия, балты | Рейтинг: 5.0/8
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография Плёс общество дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство Социология
Статистика
Яндекс.Метрика