Очень мало, к сожалению, письменных сведений по истории древней Ростовской земли. 862 г. – первое упоминание Ростова в летописи (наряду с Новгородом, Белоозером и Изборском); 990 г. – в Ростове поставлен князем Борис, в Муроме – Глеб; 1019 г. – в Ростов сослан опальный новгородский посадник Константин; 1024 г. – голод в неурожайный год, появление волхвов в Суздали и т. д.
А знаем ли мы какое-либо личное имя у населения Ростовской земли в ту далёкую эпоху? Когда не было на Руси ещё и в помине привычных нам христианских имён (например, Иван, Марья и т. п.). Более того, даже и таких привычных нам понятий: русские люди, Русь в ту пору в области Верхней Волги не было; жили здесь местные финноязычные племена, только-только появились пришлые разноплеменные славяне, по Волге нет-нет и проплывали судёнышки заморских вооруженных искателей наживы с запада (скандинавы) и купцов с юго-востока (булгары, хазары). Такой можно представить обстановку на Верхней Волге около 1000 лет назад.
Какие же имена носили местные жители?
Благодаря проведенным в последние годы исследованиям в области ономастики (науки, изучающей собственные имена) теперь одно из распространённых в древней Ростовской земле личных имён мы знаем, это:
- Женское имя Маура и уменьшительное Маурка
- Мужское прозвание Маурин
А началось всё с изучения русских деревень с названием Маурино. Обследование территории европейской части страны по Спискам населенных мест Российской Империи (опубликованным в середине XIX в. Центральным статистическим комитетом МВД) показало, к удивлению, что основное ядро этих деревень попадает в область исторической мерянской земли (ИМЗ).
Топонимы с основой Маур- (сер. XIX в.). Штрихпунктирной линией показана граница мерянской земли по данным археологии [Леонтьев, 1996, 26, рис.1].
Значит, искать надо было в русских древностях. Чем автор несколько лет и занимался, разыскивая личные имена жителей Руси – личные имена с основой Маур- и производные от них названия деревень в опубликованных старинных актах и писцовых книгах, хранящихся в Петербурге в фондах РНБ (бывшей Императорской Публичной библиотеки).
Личные имена с основой Маур- в письменных источниках.
Само по себе наличие личных имен с основой Маур- в сохранившихся письменных источниках XV – XVII вв., свидетельствуют в пользу того, что названия деревень Маурино происходят от имен их основателей или владельцев. Наглядный пример – история владений вотчинников Мауриных, затем Мауриных-Зайцевых в Белозерье [Копанев, 1951, 177]. В 1571 г. вотчина Мауриных была по повелению царя отписана Кириллову монастырю. В выписи из царской грамоты [Шумаков, 1900, 61] перечислены «… что были Скурата да Третьяка да Русина Леонтьевых детей Маурина-Зайцевых, вотчинные деревни Маурино, Загорье, Босачево и Прилук и починок Курилов Луг…». Более поздняя грамота 1606 г. [Шумаков, 1900, 53] затрагивает содержание этой же выписи «об отказе монастырю сельца Маурина с деревнями и пустошами…» и тем самым выясняется, что рассматриваемое Маурино – это родовое сельцо вотчинников Мауриных, а прилегающие деревни и пустоши относятся к этому сельцу. То же самое сельцо, но с названием Мауринское, упоминается в писцовой книге 1585 г. [ПКБУ, 60].
Большинство имен, приведенных в таблице, имеют вид Маурин и представляют собой прозвания мужчин, как часть их полных личных имен.
По определению [Подольская, 1978, 115] прозвание – это «имя, которое имел весь род исстари и каждый в него входивший». Вместе с тем в письменных источниках, где численно доминируют мужские имена, найдено женское личное имя Маура и несколько женских имен Маурка в уменьшительно-уничижительной форме, свойственной записям в документах представителей низших слоёв древнерусского общества.
Если Маура и уменьшительное Маурка не были мужскими именами, то могли ли они быть основой наследственных именований ? В этом – одна из загадок. А может быть Маурин – мужское прозвание иного происхождения, существовавшее само по себе, как отголосок каких-то древних реалий? Притом что устойчивое (с суффиксом –ин) именование (праобраз фамилий) Маурин сохранялось в устной народной традиции населения Верхнего Поволжья веками вплоть до настоящего времени.
Жители России с фамилиями Маурин, Маурина по адресным книгам и телефонным справочникам
Отметим, что основа Маур- встречается не только в топонимии, но и в гидронимии: в Грязовецком районе Вологодской области – озеро Мауринское [АВгО, 78 В2] с поперечником около 0,4 км, а также в оронимии: в Кирилловском районе Вологодской области – гора Маура [Шевырев, 1850, ч.2, 3].
В древнем Белозерском уезде письменные источники XVI вв. зафиксировали не только личные имена и топонимы, но и ороним Маурины горы - группу доминирующих высот (гор) в местности между Шексной и Кубенским озером.
Исследование текста сотной грамоты 1544 г. с писцовых книг на земли Кириллова монастыря в Белозерском уезде позволило реконструировать область Мауриных гор.
Местность между Шексной и Кубенским озером в первой половине XVI века.
Область Мауриных гор древности.
Топонимы, нанесенные на карту, соответствуют письменным источникам XV - XVI вв. Вместе с тем на карту нанесены наибольшие высотные отметки с современного атласа [АВгО]. Одна из высот около Федосьина Городка – гора Маура имеет отметку 185 м над уровнем моря, что соответствует высоте 72 м над водной поверхностью Шексны. Перерасчет к этому уровню показывает, что доминирующие вершины протяженной гряды холмов имеют в среднем высоту около 60 м. Если принять во внимание высотные отметки, можно видеть, что гряда холмов начиналась от левого берега Шексны вблизи Федосьина Городка, шла на восток до реки Порозобицы и далее на юг, юго-восток к Милобудову и Колкачу. Протяженность этой гряды высоких холмов не менее 55 км.
Чтобы оценить древность оронима Маурины горы, рассмотрим его совместно с синхронными ему (в конце XV – начале XVI в.) гидронимами в той же местности. Большинство гидронимов здесь финно-угорского происхождения ещё дославянской эпохи. Это названия рек Улома, Шеша (Шоша), Кисма, Сизьма, Ягрыш; названия озёр: Шидьяр, Лукьяр, Уломское, Кишемское, Ситцкое. И на этом фоне резко контрастируют гидронимы славянского происхождения: река Словенка, озеро Словенское, озеро Порозобицкое, река Порозобица.
Цепь последних гидронимов помечает древний водный путь из Шексны в Кубенское озеро с волоком между Словенским и Порозобицким озерами. На сухопутном участке волока вблизи истока реки Порозобицы находился центр древней волости Волочок, в XV в. называвшейся Волочок Словенский.
Эти этноопределяющие славянские топонимы, вытеснившие предыдущие, определённо указывают, что первыми из славян этот водный путь освоили и активно использовали новгородские словене [Павлов-Сильванский, 1988, 154]. Согласно Н. А. Макарову, изучавшему археологическую картину освоения территории этого волока, новгородцы появились здесь не ранее XI в. [1997, 160].
И в эту пору здесь в Белозерье уже обитало население, находившееся в сфере влияния Ростовской земли, что подтверждает известный летописный эпизод о народном волнении от Ярославля до Белоозера под началом двух волхвов в 1071 г. [ПСРЛ Т.1, 123]. По оценке И. Я. Фроянова «эти события были связаны если не исключительно с финно-угорским населением, то, во всяком случае, со смешанным, славяно-финским» [1995, 145].
Учитывая то, что основа Маур- в первую очередь присуща личным именам и то, что в древности Маурины горы (в отличие от непригодных для проживания окружающих болотистых территорий) были заселены людьми, можно считать, что за оронимом Маурины горы скрывается память о здешних древних жителях – выходцах из Ростовской земли, где в значительной степени распространены личные имена и топонимы с основой Маур-.
И именно для потребности местного (славянского по языку) населения, столкнувшегося с пришлыми новгородцами на одном из многих водных путей, пересекавшем гряду Мауриных гор, были переименованы Словенскими река и озеро на этом пути. И, поскольку освоение данного волока новгородцами произошло не ранее XI в. [Макаров 1997, 160], время зарождения оронима Маурины горы, исходящего от местного населения, можно датировать той же эпохой.
Ороним Маурины горы в письменных источниках позднее 1544 г. (повторно 1556 г.) не встречается. В 1604 г. в одной из царских грамот эта местность названа Горы: «И в прошлом де во 112-м году Борис Годунов то сельцо (Маурино)… отнял и отдал… в Горах игуменье Еуфимье» [Шумаков, 1900, 53].
Как долго название местности Маурины горы оставалось в народной памяти, неизвестно.
Но сохранилось и чаще всего упоминается в литературе и СМИ название Маура одной из самых высоких гор этой гряды холмов недалеко от древнего Федосьина Городка. Путешествовавший в этих краях в 1847 г. С. П. Шевырев пишет: «Вправо возвышается та гора Маура, с которой, как говорит народное предание, не записанное в житии, Кирилл в первый раз увидел место, указанное ему в видении Богородицей» [1850, ч.2., 3]. Автор, видный ученый в области агиографии утверждает, что предание о горе Мауре и Кирилле – сугубо народное. А это свидетельствует об особом значении этой горы у местного населения еще до основания Кириллова монастыря в 1397 году. В настоящее время местное население г. Кириллова и окрестностей, по сообщению с места [КБМЗ], произносит слово Маура с ударением на гласную [у]: гора Маýра.
Относительно Белозерья надо добавить, что письменные источники XV – XVI вв. фиксируют в волости Федосьин Городок и в Заозерском стане вотчинников Мауриных-Зайцевых и, основанное их родоначальником, сельцо Маурино. В Романовой Слободке отмечена пустошь Маурино. В СНМН, вып. X по Кирилловскому уезду записана деревня Маурино при реке Киуйке на северном побережье Белого озера.
Результирующие положения:
- 1) Топонимы с основой Маур- локализованы преимущественно в области ИМЗ, а также на примыкающей к ней с севера территории.
- 2) Топонимы с основой Маур- происходят от личных имен .
- 3) Основа Маур- рассматриваемых имен собственных (личных имен и топонимов) происходит из языка дославянского населения.
- 4) Рассматриваемые имена собственные – русские по окончательной принадлежности, но иноязычные в основе, восходящие к эпохе старше XV в., являют собой один из результатов внутрирегиональных контактов многоплеменного населения Волго-Клязьминского междуречья в эпоху славянской колонизации.
По данным археологии [Леонтьев, 1980, 71], первоначальное место появления смешанного славяно-мерянского населения – центр ИМЗ у озер Неро и Плещеево, включая Суздальское Ополье; время – X- начало XI в.; способ осуществления – заключение смешанных браков. Появившиеся в ту эпоху топонимы с основой Маур- отражали данный процесс, ведь наименование деревень по именам и прозвищам их основателей или владельцев представляет собой древнерусский обычай [Суперанская, 2011, 66], так что уже сами топонимы Маурино являют собой пример смешения культур славян и мери.
Топонимы отмечают следы движения этого населения. Северная часть ареала, вытянутая от области ИМЗ в направлении к Белому и Кубенскому озерам и рассеивающаяся в бассейне Северной Двины, показывает направление движения смешанного славяно-мерянского населения, а, возможно, и более раннего движения отдельных групп мери из центральной области ИМЗ. Очевидно, в соответствии с этим движением населения на север формировались северные границы Ростовской земли XI в. от Волги вверх по течению Шексны с охватом Белого озера, которые впервые были кратко описаны в историко-географическом исследовании А. Н. Насонова [1951, 218] и показаны на карте в монографии [Кучкин, 1984, 74].
Удивляет то обстоятельство, что русские собственные имена с основой Маур- несут следы матриархата населения Волго-Клязьминского междуречья перед приходом славян, ведь мужского имени с основой Маур- в древних письменных источниках пока не обнаружено.
Но это обстоятельство не удивит, возможно, некоторых наших читателей из Мордовии. Ведь первостепенная роль женщин наблюдается до настоящего времени в традиционных религиозно-мифологических воззрениях мокши и эрзи. В этих воззрениях «обращает на себя внимание большое количество женских божеств: Вирява – божество леса, Модава – божество земли, Ведява – божество воды и так далее. Есть божества и в образе мужчин: Вирятя, Модатя, Ведятя и др., считавшиеся мужьями соответствующих женских божеств. Наблюдается и другая особенность. В различных молитвах, песнях, сказках главную роль играют, как правило, женские божества, а мужские остаются на втором плане, в тени, упоминаются вскользь или вообще не упоминаются, а лишь подразумеваются» [Мокшин 2004, 50].
Судя по летописным эпизодам о появлении волхвов в Суздали в 1024 г. и о народном волнении от Ярославля до Белоозера под началом двух волхвов в 1071 г., когда волхвы в неурожайные годы убивали «лучших жен», чрезвычайно велика была в мировоззрении населения древней Ростовской земли роль женщин, влияющих магическим образом на урожай и тем самым на существование самих людей,
В связи с этим возникает предположение, что Маурин – изначально мужское личное имя в форме притяжательного прилагательного, дававшееся при рождении как основное или дополнительное. Возможно, это было имя в честь какого-то древнего женского неславянского божества и имело охранительную функцию для человека, носившего данное имя. От мужчин с именем Маурин охранительная функция впоследствии могла передаваться их потомкам уже как прозвание, как имя всего рода. Но эта гипотеза выдвигается с той оговоркой, что в будущем, если в письменных источниках обнаружится мужское имя Маура, она должна быть пересмотрена.
Подводя итог всему изложенному, на взгляд автора более всего удивляет то, что прозвание Маурин, имеющее тысячелетнюю историю, именует (в качестве фамилии) наших живущих современников. Вот, где кажется, ощутимая нить загадочной живой связи времён !
В отличие даже от археологии, мёртвые экспонаты которой хранятся в музеях.
Если соотнести каждое поколение с 25-ю годами, то за прошедшее 1000-летие жизненный путь прошли 40 поколений людей. В конце концов, потомки забыли, чтó именно означало в древности мужское прозвание Маурин, но продолжали считать по какой-то сокровенной привычке, по нерушимой традиции это прозвание важным, значимым, доставшимся от предков и продолжали передавать это прозвание из рода в род вплоть до наших дней, последние два века уже как фамилию.
Автор: Шварев Николай Михайлович. С-Петербург
Источник: Журнал «Вопросы Ономастики» 2019. Т. 16. № 1. Екатеринбург. Изд-во Уральского университета, стр. 71 - 103
Фото: Планета путешествий
Карты и таблицы: Шварев Николай Михайлович. С-Петербург
Более подробное изложение материала и список использованной литературы http://onomastics.ru/sites/default/files/doi/10.15826/vopr_onom.2019.16.1.005.pdf
|