Деревенька Маурино, с неэтимологизирующимся с славянских языков названием, вологодская, пригородная, скромно стоит на небольшом пригорке над ручьем Евковка.
Летом вокруг нее золотятся поля спелой ржи, зимой же она по самые крыши старых от времени изб укрывается снегом. Обитатели ее немногочисленны. Жизнь идет спокойная и размеренная. И даже проходящая невдалеке Архангельская трасса своим шумом не способна растревожить ее сонный, безмятежный вековой покой.
О прошлом места этого известно немного. В 1630 году вологодский воевода Борис Хилков, исполняя указ царя Михаила Федоровича, передает в управление вологодскому владыке Варлааму "в Софийский дом поместья и вотчины Михаила Остолопова - на Вологде в окологородном стану - деревни Бобылино...Маурино, Бывалова и пустоши Осанова и отводе ему взамен того же числа из домовых вотчин Лежского волока или в Засодимской волости".
Шли годы, деревенька не разрасталась, но и в запустение не приходила. В 60-е годы прошлого столетия в деревне в гостях бывал знаменитый певец финско-русского Севера поэт Николай Рубцов.
Около десяти лет назад житель деревни Александр Шварев, в целях защиты урожаев от набегов любителей чужих огородов, установил на участке несколько необычных пугал, придав им вид выходцев из потустороннего мира.
С годами увлечение получило развитие, Александру стал помогать сын Сергей, подхватив и развив творчески изначальную идею, а участок и дом наполнились разнообразными и разноплановыми персонажами и экспонатами. В деревню зачастили любители сильных ощущений не только из Вологды, но из соседних северных регионов. Маурино стало известно и, похоже, жизнь его переходит совсем в другое, таинственное и беспокойное русло...
Текст и фото: https://vologda-gorod.livejournal.com
Комментарий Merjamaa
На вид мауринские пугала точь-в-точь как северные «захряпы» (наряжухи) - вытесанные из дерева куклы в человеческий рост, последние отголоски древнего чудского язычества. До сих пор они встречаются в глухих уголках Архангельской области, Карелии и республики Коми. К примеру, эта традиция жива в окрестностях деревни Езевец Мезенского района, Архангельской области.
«Захряпы» в окрестностях деревни Езевец Мезенского района,
Архангельской области.Фото: ann_and_serje
У соседских поморов слово «Захрепиха» означает сгорбившуюся от глубокой старости, но при этом бодрую и деятельную старуху. Можно предположить, что на фото те самые «Дед да Баба», в смысле Первопредки. Такие изваяния ставят не только у карел и чуди, но и на землях коми и вепсов.
«Захряпа» из Карелии. Фото: ann_and_serje
Нечто похожее было (вероятно, и сейчас есть) где-то в лесу между Нюхчей (которая в Карелии) и Маленьгой, или дальше за Маленьгой... Про это рассказывал режиссер документального фильма «На третьей от солнца планете» Павел Медведев (одна из линий фильма - о походе жительниц Нюхчи к обетному кресту, который находится за Маленьгой). В его фильме нюхченские «захряпы» мелькают на мгновение. А ещё есть фильм про рыбалку на реках Мезени и Пинеги, там тоже вскользь показаны «захряпы» в Лешуконском районе, их местные рыбаки и охотники ставят «на удачу».
Итак:
— «захряп» не очень много. Есть ещё несколько известных (но автор верхней фотографии их не видел), выше Сафоново, в сторону Ваш-озёра - это почти граница с Коми Му.
— все «захряпы» имеют имена собственные, личные (Марфутка и т.п.)
— Конкретно эти объекты на фото поставлены в середине 70-х годов ХХ века. Местные жители рассказывают противоречивые легенды, некоторые из них связаны с пропавшими в лесу детьми.
— прямых признаков, что возле «захряп» осуществляются (или когда-либо осуществлялись) религиозные обряды, нет. Особых приношений, как к обетным крестам, тоже нет. Но за их состоянием следят (одежда периодически меняется на новую), охотники и рыбаки их ставят на удачу. То есть их установка может быть рудиментом уже забытой древней традиции почитания Первопредков, в былые времена распространенной на финно-угорских территориях Вологодской, Архангельской областей, Карелии и Коми.
|