11-12 августа этно-культурное общество "Metsa Kunnta" совместно с обществом
"Вятичский Лес" и Угличским историческим музеем провело разведку валуна на острове одного из реликтовых болот Ярислинна кундем. Валун был назван нами "Медвежья лапа" по явно рукотворному следу на его поверхности, сильно напоминающему отпечаток медвежьей лапы.
Кроме этого, мы посетили культовые камни в окрестностях Углича - "Петухов-камень" на Кека-ручье и "Болохов-камень" (кстати уникальный для Мерянии классический сейд, стоящий в реке) на реке Корожечне.
Чуть восточнее Углича в междуречье Волги и несущей в нее свои воды Улейма-реки, на околице одной из глухих деревень, бывшей в 19 веке одним из центров духовного движения "Хлыстов", есть место силы, отмеченное огромным двадцатитонным валуном.
Старое имя этого валуна давно затерялось в веках, но потомки местных мерян помнят, что лежит он на "Чертовом оcтрове" в "Черном болоте". Само место несомненно древнее и угличские хлысты наверняка устраивали на нем коллективные ночные радения, кружась вокруг него в своих хороводах.
И это вполне логично, поскольку в вопросе о происхождении хлыстовства в первую очередь видится южное влияние на финно-славянское общество Московии - болгарских богомилов, а через них ещё более древнего манихейства. Безусловно, на хлыстовство повлияло богомильство, но тем не менее оно остается глубоко русским самобытным явлением, генетически связанным с финским, мерянским и чудским язычеством и эзотеризмом. Почему спросит вдумчивый читатель?
Потому что учение Хлыстов и богомилов, согласно которому существующие небо и мир духовный создан Богом, а земля, и мир материальный — Сатаной как две капли воды похоже на финский космогонический миф в котором: верховный бог Юмал создает светлую сторону Вселенной, а его младший помощник, дух Зла, выступающий под видом Утки или Керемета, создает его Темную сторону.
Собственно это не удивительно, поскольку генезис Космогонических финских мифов лежит в дуалистических мифах и традициях Евразийских степей. Они же повлияли на древнетюркский и иранский дуалистические мифы. Под влиянием последних позднее развилась богомильская традиция на Балканах.
Круг замкнулся.
Итак, выдвигаемся на болото. После прогулки по лесным просекам - древним дорогам выходим на берег огромного мохового болота бывшего некогда озером. В его середине виднеется остров. После однообразного болотного ландшафта состоящего из кочек, клюквы и чахлых реликтовых березок остров радует светлым лесом и черникой.
Одним словом местного Черта надо понимать как Языческого духа этого места Силы. В середине острова среди берез и ольхи лежит каменный гигант. Валун был назван нами "Медвежья лапа" по явно рукотворному следу на его поверхности, сильно напоминающему отпечаток медвежьей лапы. Значит, в дохлыстовскую старину здесь справлялся мерянский Медвежий культ.
Обычно такие места не существуют отдельно от других. С западной стороны из болота вытекает речка Учма, впадающая в Волгу. На Учме находится другое Место силы - Бабья Выгорода с "Бабьим камнем". Это всего в 10 километрах от острова. Там, на острове - Медвежье святилище, здесь - святилище Бабы. Бабью Выгороду мы посетили в июле этого года и рассказ о ней вы сможете прочесть в нашем будущем печатном издании.
Теперь уже трудно точно сказать, как ей поклонялись, но ясно, что это было отчасти похоже на то, что происходит в волшебных сказках. Например вы приходите к Бабе (ее жрице) со своей проблемой. Но вы не просто приходите, вы приносите ей что-то для вас очень ценное, с чем ужасно жалко расстаться, без чего, может быть, и прожить нельзя. Если у вас нет ничего такого, придется выполнить какую-нибудь невозможно трудную работу. Если не справились – вас убивают.
Это правильно. Бабу нельзя беспокоить по пустякам. Раз уж вы пришли к ней за помощью, все должно быть всерьез: и оторванный от самого сердца дар, который вы ей принесли, и работа, которая может привести вас к гибели, потребны именно для того, чтобы вы смогли реально перемениться: умереть для старой жизни и родиться для новой.
Перемены в душе – вот, собственно, то, ради чего вы идете к Бабе. И без вашей готовности платить за это через край никакая Баба вам не поможет.
Путешествие за Силой на остров к Камню такого же плана. Этот остров с камнем, пожалуй, лучшее место для любого святилища. Дорога на Черное болото идет сплошь через заболоченный лес. Путь на Чертов остров идет по кочкам и трясинам Черного болота. Идя сюда, будь готов расстаться с жизнью, что бы узнать ответ на мучающий тебя вопрос…
А от края болота к Медвежьему камню ты идешь сквозь березовую рощу Чертового острова. Мистика и поэтика! На деревьях висят ленты и тряпицы, остров иногда посещается людьми. Но живых людей и других следов их деятельности мы там не встретили, как и Черта в болоте. Ну, ничего, Юрий Гагарин тоже не увидал Бога в космосе. Боги сами решают, кому, когда и где им показываться.
PS
Как уже было сказано, после Чертового острова, мы посетили культовые камни в окрестностях Углича -
"Петухов-камень" на Кека-ручье и "Болохов-камень" (кстати уникальный для
Мерянии классический сейд, стоящий в реке) на реке Корожечне.
"Петухов-камень" на Кека-ручье