Дорогой читатель, если Вы когда нибудь спускались по замшелой лесной тропинке к ручью, где в тени чащи прячутся покрытые мхом камни, если Вы прикасались к могучей спине священного валуна и чувствовали тепло рук наших предков, тогда Вы поймете то, что мы делаем, и наш рассказ об этом..
В июле 2013 года краеведы общества Metsa Kunnta из Костромы побывали в Заволжском районе Ивановской области. Целью нашей поездки было нахождение Мережковского ритуального камня. Он является памятником природы и с целью сохранения от антропогенного воздействия указом губернатора Ивановской области в 2004 году был объявлен особо охраняемым природным объектом.
Результаты археологических раскопок и исследований, проведенных рядом с камнем в семидесятых годах прошлого века, выявили историческую ценность местности, рядом с ним располагается средневековое мерянское селище. Да и сам он далеко не прост... Но обо всем по порядку.
Камень лежит на правом берегу Мережки в 40 метрах от ее русла напротив деревни с мерянским названием Кикино, на дне оврага, глубоко вдающегося в террасу берега реки. Недалеко от камня, на террасе левого берега реки, в сотне метров от деревни Кикино находится Кикинский мерянский могильник домонгольского времени. Ниже по течению Мережки, на мысе правого берега реки, есть еще один курганный могильник того же периода. Между двумя этими могильниками располагается раннесредневековое селище, поселение - предшественник ныне существующих Кикино и Вершинино.
Сам камень представляет собой валун по виду вулканической породы, прямоугольной формы: длина камня - 144 см., ширина – 78 см., высота - 57 см.. В боковом сечении имеет практически правильную треугольную форму. Платформа-основание камня, вероятнее всего, плоская. Верхняя часть камня имеет длинный естественного происхождения желоб, возможно дополнительно обработанный рукой человека, идущий почти вдоль всей верхней поверхности камня от середины до края и вниз. Этот желоб имеет большой уклон от верхнего края вниз и несколько раковин, в которых может скапливаться дождевая вода.
В ходе нашего обследования на обеих сторонах камня были обнаружены множественные петроглифы.
Особенности технологии изображений примерно позволяют определить способы их нанесения и, соответственно, их приблизительный возраст. Большинство изображений (собственно языческая их часть, например, изображение рунического символа) выполнены в технике процарапывания достаточно мягким железным резцом, что позволяет говорить о том, что эти изображения как минимум моложе бронзового века.
Вторая часть изображений (православный крест и изображение змеи) нанесены значительно позднее с помощью железного инструмента с твердым, хорошо закаленным лезвием. Эти изображения явно принадлежат времени, когда в эти места добралось наконец христианство — то есть они вряд ли могут быть старше 15 века. Кроме них, на камне есть несколько надписей середины 20 века.
Камень на реке Мережке – очень интересный объект, обладающий сразу несколькими индикаторами сакральности. Во-первых, это наличие явно языческих и христианских петроглифов и граффити на камне.
Во-вторых, это сам желоб с ямками в которых может скапливаться дождевая вода. В третьих, о его почитании говорят расположенные рядом древние могильники, селище и святой источник (о котором мы скажем ниже), с которыми камень, скорее всего, был напрямую связан.
Поскольку надписи на камне прямо связаны с изображениями и однозначно были выполнены людьми, поддерживавшими и использовавшими святилище (т. е. язычниками), такая их датировка позволяет утверждать, что святилище функционировало еще как минимум в XV веке — т. е. во времена, когда эпоха открытого «двоеверия» на территории мерянского Поволжья уже приближалась к концу. Именно в конце 15 века на реке Мережке, в непосредственной близости со святилищем поселяется преподобный Тихон Костромской, Луховский. По преданию, Тихон собственноручно освятил источник на реке Мережке.
Его память отмечается 26 июня в день обретения мощей в Соборах Костромских и Ивановских святых. Крест на камне в виде лествицы, вполне возможно, его работа...
Изображения на камне, имеющие мифологическое, культовое и магическое содержание, оказываются, таким образом, бесценным подспорьем в работе по возрождению древней сакральной Традиции.
Андрей Малышев. Общество "Metsa Kunnta"
|