Во владимирских землях, бывает, попадаются вот такого вот вида иконки. Богородица Одигитрия, все аккуратненько - на первый взгляд напоминает тельный образок XVII в., почему-то не пошедший в массовую серию у староверов. Если всмотреться, однако, ясно: вещь ранняя, XII-XIII вв. Это и по характерному оглавию, и по сплаву, и по иконографии, находящей параллели в местном простеньком литье XI-XII вв.
Но самое интересное тут - оформление рамки, подобного которому в современной ей древнерусской христианской металопластике вроде как больше и не встречается. Нехитрый, но выразительный орнамент, имитирующий плетеный из нитей жгутик. Он очень хорошо известен в регионе - но на на сильно иных вещах
Мерянские подвески с шумящими привесками, X - начало XII вв. Те же самые земли, Суздаль, Ростов, Владимир, Белоозеро. Мотив ранний, восходящий еще к дьяковским временам, использовался в женских украшениях с сакральной солярной и космогонической символикой.
Коньковые подвески, судя по всему, символизируют радугу - божью лошадку, как ее называли вепсы, на которой ездит над миром каждый день солнце. Шумящие привески, нередко в форме утиных лапок - ту утку, что нырнула в первичный океан мироздания и принесла в клюве со дна на поверхность щепотку ила - Землю.
Каждое украшение индивидуально, выплавлялось по восковой модели. Еще в Х в. его вроде бы сами женщины для себя и дочерей с внучками и отливали - судя по тому, что инструментарий для ювелирного литья из бронзы обнаруживается в женских погребениях.
И вот в XII в. по мере крещения среднерусских финнов, составивших базу формирующейся древнерусской народности на нашем Северо-Востоке, привычный мотив плетеного жгута появляется не только на внерелигиозных перстеньках, но и на иконках Богородицы - покровительницы земли мери с ее Успенскими соборами в Ростове, Суздале и Владимире. Их прототипом была какая-то из соборных Одигитрий, видимо.
Это еще что, у чуди в Заволочье ближе к Двине и того круче - у них и к процветшему Кресту шумящие привески - лапки священной утки добавлялись. Но об этом в другой раз как-нибудь.
Аким Трефилов. (С)
|