C 6 по 9 сентября, в Перми Великой прошел международный фестиваль Kamwa 2012. Основной его темой стала «Параллельная реальность».
В рамках фестиваля, при поддержке Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края, прошел форум «Пространство современного мифа». На форуме были представлены успешные проекты различных направлений, спектр которых был весьма велик — от уникального проекта по спасению конной породы орловских рысаков, которой в России осталось 1000 голов, до научного изучения Пермского геологического периода.
Однако, большинство презентаций относились к проектам посвященным ребрендингу различных российских и пост-советских территорий, в основу которого положены исконные ценности этносов, эту территорию населяющих, их история, верования и нравственные культурные устои.
Именно в этнической среде участники представленных проектов находят новые маркеры пространства, которые легко уживаются с современностью.
Представитель мерянских этнофутуристов Андрей Малышев (Мерянин) представил проект
Merjamma – Мерянский Космос. Сейчас происходит неостановимый процесс урбанизации и стягивания населения в историческом центре Европейской части страны. Деревенские жители мигрируют в малые города, жители малых городов переезжают в крупные города. Человеку, который попадает в крупный город, будучи носителем традиции малого города и деревни, нужно выжить здесь.
Таким образом, главная задача мерянского этнофутуризма – это создание современной русской этнической культуры, которая корректирована в соответствии с финно-угорской природой русского человека.
Мерянский миф – это философия продолжения жизни в новых условиях, с сохранением духовных связей с родовой землей и Предками.
Примером современного мерянского мифотворчества может служить реконструкция образов наследия предков средствами медиа, изобразительного искусства, дизайна, формирование сакрального пространства Верхнего Поволжья через ритуалы и пробуждение мест Силы.
С помощью художественного арта, мистерий, и информационных меседжей новые меряне создают ситуацию живого настоящего, в котором далекие мерянские предки зримо обращаются к своим русским потомкам. Это как вода священного источника, наполняющая существование современного человека, который так редко оказывается один на один с Тем, что может возвратить его к самому Себе.
Одним из подобных мерянскому, стал проект
Новые лики Перми, представленный Артёмом Филимоновым, который сплавил в себе стилистику финно-угорского пермского звериного стиля и современные интерактивные технологии.
Молодой пермский эколог Даниил Радыгин представил экологический проект Новый Парк. Проект Даниила посвящен ребрендингу одного из исторических районов Перми, в основу которого положена экология и природоохрана.
Северо-Осетинский проект
Потерянная Осетия который представила Алина Окоефф показал возможности сплава виртуального и реального миров, попытку переосмысления уникальной территории Северной Осетии.
Футуристическую Республику Ужупис участникам форума представил её уполномоченный посол в Перми Великой Сергей Тетерин. Республика Ужупис может являться типичным примером удачного культурного ребрендинга малой территории.
До получения Литвой независимости в
1990 году квартал был одним из самых заброшенных мест в городе. Позднее он стал домом многих художников и людей искусства. В
1997
жители квартала провозгласили Республику Ужупис со своим собственным
флагом, президентом, конституцией. Они
празднуют полушуточный день независимости 1 апреля. Сейчас Ужупис имеет
свою валюту, гимн, таможню, почётных граждан, послов и консулов в 320
местах мира, выборы и карнавалы. Таким образом, Ужупис стал из депрессивного, гиперкриминального района, самым модным и престижным районом Вильнюса.
«Пространство современного мифа» — это встраивание древних архетипов и мифов в современную российскую культуру. Примеры сохранения культурно-исторического наследия с использованием новых технологий, примеры развития новых региональных брендов вызвали большой интерес среди участников форума и представителей СМИ. Это вполне объяснимо, поскольку логика культуры Будущего должна быть заключена в успешной трансляции разнообразных исторических культурных форм российских регионов.