Во время
краеведческой поездки в подмосковный Звенигород, в лавке
Саввнино-Сторожевского монастыря были подсмотрены вот такие
чудесные финно-угорские сережки с коньками и висящими утиными лапками.
Позднее, в историческом центре города мы наткнулись на пару старых
наличников содержащих в себе мотив "утиных лапок". Всё это натолкнуло на
мысль о небольшой статье посвященной роли священной птицы в нашей
финнско-русской культуре.
Украшения дьяковцев
Утиные лапки распространенный
мотив в украшениях-оберегах людей Дьяковской культуры и их потомков
мерян, связанный с мифом о создании Мира. У многих
финно-угорских народов небесная праматерь, превратившись в утку,
создала Землю и жизнь на ней. Утка считается
вместилищем души, и душа человека после смерти перемещалась в утку
или другую птицу. Водоплавающие птицы, особенно утки,
обожествлялись древними угро-финнами. В некоторых мифах
говорилось, что мир произошел из яйца, снесенного огромной уткой.
Комплекс нагрудных украшений древней Эрзи.
Бронза. II Журавкинский могильник. VIII
– XI вв.
К примеру такой
миф есть в
эрзянском фольклоре. Великая птица Ине Нармонь сносит яйцо: из желтка
возникает земля, из скорлупы - подземная и небесная твердь. По
другому мифу, птица высиживает три яйца на Мировом древе - березе или
дубе - посреди земли. Из одного яйца вылупляется жаворонок - птица,
символизирующая начало весенних полевых работ, покровитель земледелия;
из другого - соловей, символизирующий дом и домашнее хозяйство; из
третьего - лесная птица кукушка. Есть миф, согласно которому из трех
яиц выводятся три "матери" - хозяйки плодородия (поля), ветра и леса.
О Мировом древе
рассказывается и в мифе, где верховный бог Инешкипаз творит Вселенную.
После творения он отдыхает не один день, а тридцать лет спит
богатырским сном на земле под Мировым древом. За это время Мировое
древо так вырастает, что корни его достигают подземных вод и заполняют
овраги и ямы, которые становятся озерами. Крона древа загораживает
солнце, а место, где спал бог, также заполняется водой, превращаясь в
реку Суру (приток Волги). Бог не мог спать дальше на сырой земле - он
перебрался на Мировое древо, где проспал еще тридцать лет, пока у него
не заболел сустав правой ноги: бог расправил ногу и раздавил яйцо,
снесенное птицей на Мировом древе. И тогда из него появилась богиня
плодородия Анге-патяй.
Треугольная шумящая подвеска с волютным щитком.
Мерянское
украшение-оберег.
Бронза. 10-11 века. Сарское городище.
Близость этих
птичьих образов в мифах и искусстве Мари,
Эрзи, Муромы, Мери подтверждает их этническую общность и отличие от
пермских групп финно-угров. В процессе русификации угро-финны Поволжья
внесли существенный вклад в общерусскую культуру. К примеру, образ
священной птицы утки или гуся, один из наиболее устойчивых образов в
мировоззренческой модели древнего населения России, явившись впервые
несколько тысячелетий назад, дожил и до наших дней в виде тех же
оконных наличников. В довесок
несколько фото подобных наличников из городов в пределах "Золотого
кольца" с
изображением утиных лапок на полотенцах.
Московская область. Звенигород.
По мимо утиных
лапок на наличнике
изображено Солнце в виде косых крестов.
(Центральный крест в круге
солнце в зените, два нижних встающее и заходящее)
Московская область. Звенигород.
Московская область. Звенигород.
Жизнерадостные солнца с
утиными лапками в Деулине недалеко от
Сергиева Посада:
Сергиево-Посадский район :: Сергиев-Посад
Наличник. Город Дмитров Московской области.
Берегини.
Ивановская область. Иваново.
Ивановская область. Иваново.
Костромская область. Галич.
Костромская область. Галич.
Утиные лапки и три солнца
Ярославская область. Мышкин
|