Суббота, 16.11.2024, 06:46 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2011 » Апрель » 20 » Мерянская легенда про озеро Шайтан
09:12
Мерянская легенда про озеро Шайтан

Ежегодно с ранней весны до поздней осени продолжается настоящее паломничество людей к одному из красивейших мест Кировской области – озеру Шайтан, что расположено в Бушковском лесу Уржумского района. Взрослые и дети, студенты и научные работники, подогреваемые любопытством, считают своим долгом посетить этот живописный уголок родной природы. Кроме кировских, сюда нередко заглядывают люди из Костромы, Нижнего, Марий Эл, Татарии, Мордовии.


Рассказы об этом загадочном и святом месте разошлись далеко-далеко по всей финно-угорской земле… Да и неудивительно: легенда об озере обостряет интерес, манит взглянуть на озеро с таким странным и загадочным названием…
 
"Во времена далёкие, как млечный путь, жил в этих буйских лесах финно-угорский народ – мере. На полянах, по берегам речушек были расставлены их городки и хижины. Мужчины на отвоеванных у леса полосах земли растили хлеб, ходили на охоту, женщины отдавали силу и энергию детям, изготовлению одежды да утвари. Многим из тех, кому удача сопутствовала в охоте на белку и зайца, сходились в единоборстве и с бурым таёжным медведем, и с диким кабаном, и отбивались от стай волков. Были в племени богатыри, которые искали случая проверить свою удаль и отвагу.

Но никто не рисковал схватиться один на один с Шайтаном. Успевал Шайтан ходить рядом с каждым человеком, был невидим, вездесущ и безжалостен. Зимой морозил тело и душу, летом по-комариному сосал кровь. Круглый год морил людей голодом, напускал трахому и несчастья, сеял вражду и ненависть.



В священных рощах-кусо женщины мере не столь усердно молились своему доброму богу Пуюр-ша Юма, сколько злому Шайтану-Керемету. Веками умоляли его сменить гнев на милость. Веками в священных рощах стоял звон монет, нашитых на женских колпаках "шака-шоваче” и платьях, – так усердны были моления. Мере пытались задобрить хозяина подземного мира, клали на полянах под самые могучие деревья свои трофеи, приносили в жертву лошадей. Но разве можно задобрить темного духа?

Ночью в священной кусо свалил Шайтан молнией могучий дуб и сжёг его вместе с приношениями – медвежьими и конскими шкурами. Стал гроза людей яриться ураганом и ливнем. И терпению племени пришёл конец. Огнём ненависти вскипели сердца мере. Схватились люди за луки и топоры, бросились в чернильную темноту на врага. В шум урагана вплёлся грохот великой битвы. Стаями птиц летели стрелы, от стона и грохота по всей лесной земле из края в край нёсся гул и отдавался далёким эхом. В ту ночь мало кто из охотников вернулся к родным хижинам…

Вставало серое, туманное утро. Уцелевшие мере бросились на поле боя, припали к телам павших и поняли, что бились между собой, - Шайтан попутал!



Все погибшие были свои, все поражены своими стрелами. Так и остался недоступным Керемет, всё так же сулил беды и несчастья. Слёзы печали и отчаяния ручьём полились из глаз женщин – и в старину женщины умели любить и оплакивать своих сыновей и мужей-кормильцев.                   
Поток слёз лился бесконечно. На месте ночной битвы, в вытоптанной сотнями ног земляной чаше, женские слёзы перемешались с мужской кровью. Мать-земля не вынесла этой тяжести, провалилась на месте битвы. Образовалось озеро, глубину которого измерить так же трудно, как тяжесть и горе того древнего народа. Вода в озере кажется чёрной, как потемневшая от времени кровь, а возьмёшь в руки – чиста, как слеза.

А Шайтан скрылся в озере. С горя. Была причина. Не тот народ и не по-старому стал жить на этой земле. Не стали мере признавать и почитать Шайтана. Ещё люди говорят, что недоволен он своим подводным положением. Временами сердится, и тогда рождаются новые острова, вода на поверхности ходит валами, а когда взбунтуется, то выкидывает её вверх фонтанами на десятки метров. Но это бывает редко, видимо, стар и немощен стал Шайтан. Однако в своё подводное царство никого не пускает. Пытались ныряльщики проникнуть в глубину – хватает отважных ледяными клещами и где-то на дне запирает под пудовые замки."

Так записал эту легенду cо слов старого жителя д. Индыгойки Ф. С. Терентьева,
журналист В. М.  Козлов,  долго изучавший рассказы об озере, которые и по сей день передаются жителями из уст в уста...
 


Много интересного рассказывает про озеро Шутов Борис Николаевич (дата рождения 2 декабря 1935 года), житель д. Индыгойки.

«Площадь озера 2 га 56 соток. Средняя глубина 12 м. Вода в нём очень тёплая, в два раза теплее, чем на Вятке, как парное молоко. Но это сверху, а снизу вода холодная. На Шайтане не тонули.

Острова возвращаются на своё место, есть такой закон. Оттолкнут люди островок, он обратно приплывёт к берегу (может прокрутиться вокруг своей оси), на 1-2 метра может отойти от своего места. Всего больше островов в северо-западном направлении, от дубов налево. Один остров сел на колья.

У озера растут яблони, липы. На озере очень положительные биотоки, биополя. Оно снимает все отрицательные накопления. Некоторых людей оно отпускает с удовольствием, а некоторых держит. Кто-то еле идёт с озера, тяжело, как камень несёт. А другим очень легко становится, как на крыльях. Как-то на озере был съезд экстрасенсов, Марина Алыпова привозила человек 10. Там под липой полежала, так ей легко стало.

На озере этом бывает такое, водит людей. Как-то здесь строители жили, привезли с собой повара-девчонку, Индиру. Понравилась она одному парню. Вот он её и повёз на мотоцикле озеро показать. Оставил его в кустах у леса. А обратно пошли – никак назад выйти не могут, вышли потом к деревне – Большие Гари – километров 7 в сторону. Потом пошли искать мотоцикл. Ходили-ходили по окраине – нет нигде. Парень и говорит, мол, пойдём, завтра утром приду, поищу. И только так сказал, смотрит – в метре от них мотоцикл стоит.

А лес этот называют Бушковским, потому что раньше здесь жил лесопромышленник Бушков. Там у озера дом стоит, на торце штамп, «март 1836, бр. Буш.», бригада Бушкова. Богатый был, у него в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде, свои дома стояли. Как-то Бушков в карты выиграл 5 деревень с народом у Мосолова. Жил он в Буйске, занимался литьём, завод у него, печные задвижки лил, продавал. А жил в доме, в котором было 102 комнаты. Раньше было крепостное право, никто не мог покинуть деревню. Бушков хотел распустить крестьян, выписать им вольную, чтобы могли уехать. Но никто не уехал, потому что Бушков был добрый, не притеснял людей.

А дом этот двухэтажный. И построен удивительно. Снаружи смотришь – сложен в чашку (брёвна снизу вытесаны, чтобы на бревно ровно ложиться). А внутри видишь, что в лапу (плоские стёсы). Сделан как-то переход из лапы в чашку. В доме 4 печки, две русские, две «голландки». А труба одна. Пробовали одновременно все 4 затопить – есть тяга!

Я знаю, что глубина озера 56 метров. В 1948 г. приезжали водолазы, исследовали. Они нашли поноры (колодцы). Один в западном районе озера. Вот в них глубина может быть большая. Поноров в 2-3 метра очень много.

В 1978 году на озере произошёл взрыв. Как раз в школе ёлка была. Мороз 54 градуса. Сантиметров 70 лёд был. Ночью в 11-12 часов загремело. Лёд сломало, очень много. До дубов долетели льдины. Понора была забита, вот и взрыв. Выбросы бывают, когда поноры забиваются.

Видел как-то фонтан, минуты две бил. А ещё был такой случай. Приехали отдохнуть. Я плавал на камере. Вдруг рядом со мной фонтан поднялся, метра 4. Испугался я тогда очень. Ладно, вода в сторону, не на меня падала.

На острова ходили с девчонками гулять. Её с двух сторон обнимают, разговорами отвлекают, ведут, чтобы в дырку на острове попала. Как провалится, визжать начинает, маму, папу звать. Руками за края держится. А вода снизу холодная».

Подготовлено по материалам http://spushkino.narod.ru/
Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 8590 | Добавил: merja | Рейтинг: 4.4/7
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство Социология
Статистика
Яндекс.Метрика