Знаменитый Синий камень озера Неро (Трясловский валун)
В последние годы у наших людей появился повышенный интерес к сакральной истории родины. Предметами интереса и поиска становятся культурные и природные объекты, зачастую не имеющие официального статуса "исторического памятника" (например в отличие от Синь-Камня в Переславле). Как правило, все эти места и объекты почитаемы жителями окрестных деревень и городков и считаются священными.
Почитание «священных» мест и объектов до сих пор играет в традиционной культуре русского народа весьма важную роль. В Ростовской земле было известно немало языческих требищ у священных камней, называемых в народе Синими. На северо-восточном берегу Плещеева озера в 0,5 км к северо-западу от Александровой горы лежит всем известный, легендарный Синий камень. Местное население почитало его божеством и поклонялось ему, что возмущало служителей церкви как идолопоклонство и богоотступничество: «В нем же вселися демон, мечты творя и привлачая к себе ис Переаславля людей: мужей и жен и детей их и разсевая сердца их в праздник великих верховных апостол Петра и Павла. И они слушаху и к нему стекахуся из году в год и творяху ему почесть». Одним из подобных мест в современной Ярославщине можно считать район бывшей Угодичской волости Ростовского уезда, расположенный близ мерянского озера Неро. В нём расположено несколько крупных камней, локально почитаемых местным населением по сию пору.
Мерянские древности в Ростовском музее
Меряне оставили по себе в Ярославской земле много лингвистических памятников. В округе озера Неро есть много мерянских названий деревень: Бикань, Ченцы, Карашь, Инеры, Деболы (Деболовская), Ваулиха, Мерековницы, Вёксицы, Шурсколо, Воробылово, Пужболо, Шулец, Шугорь, Кустерь, Чуфарово, Воржа, Сулость, Угожь (Угодичи), Рельцы, Чухолза, Пура, Согила, Воэхта, Кетошь, Пукесово и многие другие.
О широком заселении Ростовской округи мерей говорит и тот факт, что повсеместно распространённое в народе навзание местных курганов — паны, панки, пановы могилки, имеет явно мерянское происхождение. Ибо по-вепсски-чудски, панен значит класть, а пангед — это могила, по-карельски панап — хоронить, по-эрзянски пандо — гора, могила.
Наш поход к камням начался с села Угодичи, лежащего на берегу Неро. Считается, что место нынешней деревни служило одним из поселений мерян. На его земле были найдены многочисленные предметы мерянской эпохи, в том числе древнейшая в округе монета эпохи римского императора Домициана I века н.э, найденная во время постройки каменной Богоявленской церкви.
Берег Неро
Ростовские князья любили приезжать сюда на охоту. Сын Владимира Мономаха Мстислав построил в Угодичах дубовый дворец Мономахов, дом и деревянную Богоявленскую церковь. При Юрии Долгоруком здесь была построена первая на ростовской земле школа. В разное время Угодичи посещали Иван Грозный, Василий Шуйский, Петр I...
Основными занятиями жителей села испокон веку были рыболовство и огородничество. В середине XIX века в Угодичах было 2 каменных храма, 6 улиц с 320 домами, из которых 9 каменные и 8 с каменным первым этажом. Но сегодня только высокая полуразрушенная колокольня Богоявленского Храма напоминает о былом богатстве этого села.
Каменная дорога к Неро
Это одно из редких мест на восточном берегу озера НЕРО, когда можно подойти прямо к воде (т.к. там почти нигде невозможно подойти прямо к воде). В начале 20 века между Ростовом и Угодичами ходил пароходик. Это было самое крупное судно на озере. Местные жители до сих пор любят вспоминать этот факт. Для пароходика понадобилась пристань. А к пристани — подъезд. Соорудили насыпь, замостили дорогу. Пароходик исчез, а мощеная дорога цела до сих пор. Рыбаки из близлежащих деревень добираются по ней к воде на рыбалку. А мы подъехали, чтобы посмотреть на озеро.
В старину Угодичи прославились своими соляными варницами, находившимися на берегу озера, между Богоявленкой и Николаевской церквями. Добываемая здесь соль была одним из главных продуктов торговли древнего Ростова с Новгородом.
Колокольня, всё что осталось от Никольской церкви
Великая Мать на наличниках
Драконы, распространённый сюжет на мерьской территории
Наличник второй половины 20-го века. По бокам солнца изображены птицы. Подсознательная память о мифе сотворения Мира жива в памяти потомков мерян.
Быстро осмотрев Угодичи мы двинулись на поиски камней.
Чуть в стороне от Угодичей по дороге на Масейцево находятся две деревни - Воробылово (явный мерянизм - окончание на "бол", "был" означает поселение, деревню) и Тряслово. Стоят они рядом с речушкой Воробыловкой. Неподалеку от Тряслово, находятся несколько крупных валунов, называемых в народе Синими.
Карта Угодичской волости 19-го века. Все обозначенные на ней дороги существуют и ныне. Одни покрыты асфальтом, другие так и остались грунтовыми. Наш путь указан красным пунктиром.
Старая дорога идет вдоль ирригационного канала выкопанного до войны с целью осушения обширного болота, обозначенного на карте 19 века, слева от камней.
По берегам канала встречаются яблони с вполне приличными морозоустойчивыми яблочками).
Свернув с дороги на Гологузово налево, и проехав по грунтовой дороге около километра, мы пошли далее пешком. Пройдя еще около пятисот метров, обнаружили первый валун, называемый "Трясловским"
Вот он, трясловский синий камень. Его длинна в основании 250 см, высота 137 см. На деревьях висят ленточки, что говорит о его сегодняшнем почитании.
Обычай вешать ленты и тряпицы на деревья у священных камней и источников общефинский. Так в житии муромского князя Константина читаем о Муроме следующее: "Очныя ради немощи въ кладезяхъ умывающеся и сребреницы на ня поверзающе... дуплинамъ деревянным ветви убрусцемъ обвешивающе и симъ покланяющеся." На Ярославщине до сих пор сохраняются описанные в житии Константина обычаи бросать в родниковые колодези монеты и повязывать на близ лежащие деревья ленты и тряпицы. Сравнивая слова летописца и современные традиции, нельзя не заметить общих языческих порядков.
У подножия валуна лежит камень поменьше.
Трясловский валун в старину так же назывался Велесовым, потому что, согласно преданию, на нём стоял идол Велеса (Керемета), перенесённый позднее в Чудской конец Ростова. Поклонение Синим камням — это одно из древнейших освящаемых традицией обрядовых молений, обращенных к многообразным природным силам и стихиям, уходящее корнями в древнюю мерянскую историю.
Осмотрев камень и возложив ему дары, мы двинулись ко второму валуну, находящемуся вблизи деревни Тряслово. Его местные жители так же называют синим.
Второй валун раза в три меньше первого и лежит в метрах пятистах от Тряслово, в метрах 60-ти от канавы.
Местные информаторы, краеведы Юлия и Евгений Ковансковы рассказали, что жители Угодичей называют синим первый камень и ничего не знают о втором, а жители Тряслово называют синим и почитают второй валун. Доказательство его почитания — найденные вокруг него медяки XVIII-XIX веков, в свое время возложенные на него в дар.
Рядом с ним лежит еще один крупный валун.
Помедитировав у камней мы двинулись в Ростовский исторический музей, осматривать мерянские артефакты, откопанные археологами. Каменные исполины остались в ожидании новых встреч с людьми, нуждающимися в них.....
Выражаю особую благодарность семье Юлии и Евгения Ковансковых за рассказ, показ и трансфер! На таких как Вы стояла и стоит наша древняя Земля. Земной поклон! Литература: "Ростовский уезд Ярославской губернии. Историко-археологическое описание" А.А.Титов. Москва 1885. "Вокруг Ростова Великого". Нефёдова Т.П. Москва 1987"
|