13 октября на Звенигородское дьяковское городище-святилище вернулись Мерянские Духи. Во время проведения экологической акции
"Metsa Kunnta" мы устроили этнофутуристический перформанс - Мерянские Духи Возвращаются. Природные духи мерянского Леса — деревьев, полян, болот, ручьев и рек, на мгновение вошедшие в наши тела. Финно-угры верили, что всякий объект живого и неживого мира наделен своим духом. Бог, Божественное разлито в природе. Сегодня жители городов утеряли это древнее видение, которое делало все действия по отношению к природе осмысленными, и мы пытаемся его возвратить.
Духи леса не имеют ничего общего с духом конкретного человека. Говорят, они могут выполнять любые функции — если их правильно попросить. Мерянские природные духи живут бесконечно долго, общаются между собой, поэтому могут выполнять разнообразные действия.
Встречаются среди духов условно «злые» «йолсы-лешие», «кикиморы» и прочие, и условно «добрые» духи лесных полян, священных источников, священных рощ, рек. Первых надо искать в мрачных, угрюмых местностях — на болоте, в лесу ночью, в глубоких оврагах. Вторые — обитают, на лесных полянах, среди трав, деревьев, рядом с источниками и водами.
Природные духи могут служить каналами для привлечения Силы. Очистив место святилища от мусора и настроившись на общение с предками, члены Metsa Kunnta получили заряд веселья и креатива.
Ритуал поминовения предков выполнен в соответствии с бытовавшими в землях Мерьямаа обрядом общей трапезы с обносом общины деревянной чащей-"уткой". Мерянский проводник обряда-перфоманса из рода Сандыри обращается перед обносом квасом к Предкам.
Мы верим, что дальнейшем этот опыт даст нам возможность глубже заглянуть в Родовую Память, где хранится знание о мерянских корнях русских в Московской Руси, о мерянском способе жить экологично и осмысленно.