Неомерянский активист Мерянь Андю в своей издательской инициативе "Меря пресс" выпустил словарь мерянского языка, а в июне уходящего года - грамматику муромского языка в реконструкции петербургского лингвиста-самоучки Виталия Чернявского, составившего самоучители по нескольким другим финно-угорским языкам (водский, ижорский и т.д.). Мерянь Андю последовательно занимается всеми исчезнувшими народами Центральной России: начав с мерян, он теперь также курирует муромскую, мещерскую и даже чудскую тематику. Очевидно, что после большого движения по реактуализации мери, Андю возьмётся и за мещерскую и муромскую тематики. И если стал возможным выпуск словаря мерянского языка, то инициатор среднерусского новофинского обращения посчитал необходимым взяться и за соседние языки, благо, что Чернявскому по силам всё.
Словари, изданные "Меря пресс", были проигнорированы профессиональными лингвистами. Ни в отраслевой прессе, ни в неформальных обсуждениях финно-угорских языковедов к этим работам не было проявлено никакого интереса, но в данном случае авторов и исполнителей инициативы это совершенно не заботит. ("Зато "Мерянский словарь" стал настолько востребованным среди любителей региональной истории и культуры Центрального региона России, что его общий тираж превысил первоначальный в 30 раз.) Неомерянское возрождение и инициируемые им родственные реконструкции - это проект по воображению, а не восстановлению. Проект, в котором прошлое не собирается и оживляется, а изобретается. Рецепт неомерянской реконструкции - imagine that.
Как поясняет сам Андю Мерянь, ценность этих продуктов не в степени научной достоверности, а в том, что они являют собой артефакт - некий языковой прецендент по мерянскому языку, теперь еще и прецедент по муромскому языку. Трудно предполагать, какую перспективу открывают эти прецеденты, создадут ли они волну создаваемых вслед за ними мерянских и муромских продуктов. Что становится ясно уже сейчас - мы имеем дело с первым примером изобретения нового финно-угорского народа и первые попытки самофиннизации русских. Мерянский проект пытается заговорить на финском языке, будучи изначально встроенным в русский язык и русское мышление. Что из этого выйдет - посмотрим. Будем следить за этим.
Это покажет нам, как устроено русское мышление, какие оно имеет границы в попытке выйти за пределы себя, и каким будет финно-угорский дискурс, если его делают бывшие русские.
Источник: http://uralistica.com
|