Сегодня пойдет рассказ про петушков. Про тех самых, которые в своде Е.А.
Рябинина «Зооморфные украшения Древней Руси» (САИ, вып. Е 1-60, Л.,
1981) гордо называются «ажурные птицевидные изображения, снабженные
шумящими лапчатыми привесками» и входят в тип IV (если у них одна
голова) или в тип VIII (если таковых две). Выглядят они вот так:
и
дальше я с вашего позволения буду звать их петушками. Уж слишком явно
выражены клюв и гребень. Ареал их находок с учетом относительно свежих
данных приведен в трехтомнике Н.А. Макарова про раскопки в Минино:
Что мы можем о них сказать?
Во-первых,
те, что с одной головой – практически стандартны, почти не отличаясь
друг от друга. Их явно изготавливали в одном или нескольких центрах, а
не делали разномастные копии кто во что горазд в каждом селении. Почти
половина из них найдена в Ростове, Суздале,
Владимире, Ярополче-Залесском, и, судя по всему, их
отливали городские мастера. Всего их обнаружено несколько десятков –
все на коренных территориях Merjamaa - в пределах Ярославской, Владимирской,
Костромской, Ивановской, Вологодской и Архангельской областей. Кроме
того, три – в Волжской Болгарии, одна – у впадения в Днепр Припяти, и
одна – на территории Орды, что вполне убедительно объясняется связями
северо-восточных княжеств. Е.А. Рябинин датирует наших петушков XII –
серединой XIII вв. и с этим нельзя не согласиться.
Во-вторых, они
интересны тем, что как тип украшений сложились уже в так называемый древнерусский
период, не имея никаких прямых ранних прототипов. Однако и по
семантической нагрузке (птица с шумящими привесками-лапками), и по
технике исполнения, и по ареалу бытования это, конечно же, абсолютно
финская, мерянская вещь. Их генетическая связь с древними традициями финской
металлопластики отмечена и Н.А.Макаровым.
В Руси (Украине), в Смоленске и
в Новгороде ничего близкого к нашим с вами петушкам не было, не
носилось, и никогда не изготавливалось. Именно со становлением нашей государственности на северо-востоке, возникает и получает широкое распространение этот тип
украшений, доживая до конца
курганной культуры. Причем он одинаково активно носится и
на далекой периферии в Пинежье, и в столичных центрах Ростове и
Владимире, то есть всем населением, а не какими-то «колонизируемыми» и
«ассимилируемыми» малочисленными отсталыми финскими инородцами. Это - именно та
отличная от южной киевской региональная культура, о возникновении
которой на финской основе и пишет Н.А. Макаров.
Вот в каком окружении
они обычно находятся (на фото - зооморфные подвески из мининского
археологического комплекса), и условно славянское происхождение среди них имеет
лишь кривичская собачка (она же - конек смоленского типа) под № 2 (вернее всего это балтская вещь):
Носились они примерно так:
Творчество
городских мастеров вызвало бурный прилив вдохновения у окраинных
провинциалов, которые улучшили петушков, придумав им и вторую голову,
расположенную симметрично, подобно финским коньковым привескам. Это –
тип VIII по Е.А. Рябинину. Такие птички есть в Московской, Костромской и
Тверской областях и их нет в центральных городах, более того, они
весьма разнообразны в оформлении: есть даже такие вот пижоны:
Аким Трефилов. akim_trefilov в сообществе vjesmerjamuroma Под редакцией А. Мерянин
Использованы материалы domongol.su и merjamir_ru
|