Пассионарный тур "По следам Атиллы"
Тихим сентябрьским днем в полусонном курортном городке Шиофок, что на озере Балатон, с поезда сошел высокий человек с большим квадратным конвертом для картин. Рядом не было никого, кто бы мог засвидетельствовать исторический момент: неомерянские этнофутуристы победно ступили на угорские земли. Через 1,5 тыс. лет, прошедших с момента ухода венгров с коренных финно-угорских территорий, наследники одной из последних этнических финских культур, контактировавших с протовенграми, проследовали вслед за Арпадом и Атиллой...
Неомеряне пассионарно ворвались на VI Всемирный конгресс финно-угорских народов в Шиофоке. Два наших стенда с этнофутуристическими картинами стали единственной арт-выставкой на конгрессе. Венгерская сторона, вероятно, на подсознательном уровне припомнив, как угры и протомеряне вместе скакали на конях, громили врагов и поедали жертвенное мясо из одного котла, дала незапланированной выставке "зеленый свет".
Мощная энергия футуристических работ притягивала финно-угров к картинам. Владевшие русским языком (а у некоторых при виде работ он отнимался, и они входили в транс как древние прибалто-финские волхвы в Новгороде) с жадностью читали "Мерянский манифест 2012".
А ровно в полночь неомерянин совершил ритуальное омовение в озере Балатон, и созерцание плоской венгерской равнины, прорезанной тягучими водными потоками, дало ему откровение. Венгры остановились тут, потому что эта равнина и реки, плоские озера в ее центре напоминали части угров о мерянской земле. Нет такого ландшафта в прокаленных солнцем степях Украины, в хладных горах Карпат, где они с боями проходили. Но равнина Паннонии, точно Мерьямаа или Мещерская низменность изобилует полями и болотами, озерами, песчаными берегами, заросшими соснами.
Мы приезжали, чтобы быть увиденными, и добились этого. Но наш главный месседж в манифесте не адресовался финно-уграм. Он для нас, русских. Поэтому мы размещаем его здесь, читайте. Это коллективный труд неомерянского актива. vepdui(Москва)
Мерянский Манифест 2012
Jolus'-poelus'! - Этим древним приветствием на мерянском языке ("Да будет и будет Вам!"), записанным у русских жителей Солигаличского уезда Костромской губернии в пер. половине XIX века мы, новые меряне, как когда-то и наши предки, начинаем наше общение с вами.
Русская национальная культура находится в кризисе. Уже более века никто не может сформировать позитивный образ русскости, который бы пришелся по душе нам, русским. Мы мечемся от одной концепции к другой, в итоге не принимая никакой.
Новые меряне полагают, что это связано с тотальной недооценкой роли автохтонного населения и его культуры, ментальности. Имманентные финно-угорские черты русских, такие как спокойствие, терпение, упорство в труде, сосредоточенность, привязанность к своей земле, лесу, такие как почитание древних местных святынь не могут быть объяснены только в принятой сегодня колониальной миграционной модели освоения славянами огромного лесного пространства Северной Евразии. Нам очевидно, что без существенного, культурно и этнически определяющего коренного финно-угорского элемента было невозможно мирно и быстро включить гигантскую территорию от Балтики до Урала в состав древнерусских земель.
Отрицание решающего вклада автохтонного населения задает неверный вектор в складывании идентичности русских как нации покорителей и завоевателей, не позволяющей выстроить глубинные отношения с собственной землей, на которой, к примеру, почти все изначальные названия рек, поселений в границах ядра древнерусского государства и сегодня звучат на мерянском языке и родственных ему финно-угорских языках.
Но мы не исследуем только прошлое и не пытаемся выстроить новую идентичность русской нации за счет архаики. Новые меряне смотрят в будущее и видят, что наша футуристическая концепция предлагает полноценную альтернативу нынешней механистической жизни потребительского общества.
Неостановимый процесс урбанизации и стягивания населения России в историческом центре Европейской части страны, совпадающий с мерянскими землями, необходимо корректировать в соответствии с финно-угорской природой русского народа. Мы выступаем за субурбанизацию - экологичное расселение и природопользование, образ жизни, работы и творчества, сочетание достоинств городской жизни с натуральной. Это не уход в деревню и традицию, а органическое соединение и трансформация. К примеру, с помощью краеведческих экспедиций в Мерьямаа мы не только "оживляем" заброшенные святые места (камни, родники, места часовен), но и проводим их уборку, маркируем на местности, чтобы в дальнейшем время от времени возвращаться туда из мегаполиса. Мы верим, что малоэтажная, комфортная и вписанная в ландшафт застройка, замена части вещей обихода предметами hand-made, новый стиль жизни и дизайн могут существенно улучшить качество жизни русского горожанина.
Обращение в начале XXI века к исконным мерянским, но не осмысленным пока культурным традициям русского народа началось с арт-проекта "Мерянский этнофутуризм". Здесь образы Прошлого, Настоящего и Будущего существуют в Единстве. С его помощью мы прорабатываем и рефлексируем наши культурные особенности.
Мы пробуждаем русских - самих себя, строим непротиворечивую культурную альтернативу, не отрицая никаких корней, но возвышая нашу автохтонность, укорененность на Своей Земле!
|