Суббота, 16.11.2024, 12:40 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2018 » Январь » 23 » «Мерянский» след в Ярославской топонимике и ономастике
12:02
«Мерянский» след в Ярославской топонимике и ономастике

Актуальность настоящего исследования определяется практически полным отсутствием комплексных обобщающих работ по аннотированной проблематике. В свою очередь отсутствие в регионе специалистов в области финно-угорских языков (или их не активность) приводит к вульгаризации исторического наследия. Так ряд авторов указывают, что в вопросе о происхождении названия реки Которосль «более приемлемо происхождение от финно-угорского слова «извилистая» [4, с. 105].

Не обременяя себя упоминанием о том, какому, именно «финно-угорскому языку» (такового не существует), принадлежит это самое «финно-угорское слово». Между тем по-фински, «извилистая» — «kaamitys», извилистая река — «polveileva joki», так же это звучит и по эстонски — «polveileva joki», а по-венгерски (угорски) — «folyo kanyarulataban», что, не смотря на обилие вариантов, в «Которосль» фонетически трансформироваться все равно не сможет.

Тем не менее, наличие в регионе так называемого «мерянского следа» объективно и сомнений не вызывает.

О факте пребывания мерян, повествует «Повесть Временных лет», «на Белоозере седят весь, на Ростовском озере меря, а на Клещине озере меря же» [3, с. 11].

Ярославские археологи считают, что проживавшие в крае дьяконовские племена (Дьяковская культура р.ж.в.) были непосредственными предками финно-угорских племен — меря и весь. Поэтому в ряде исследований область проживания финноязычного племени меря принято указывать как «мерямаа» (земля меря, меря страна).

В VIII-IX вв. у мерян возникли поселения городского типа: Сарское, Тимеревское, Михайловское и Петровское городища. Вполне возможно, что мерянским был и племенной центр на Александровой горе у Клещина озера — будущий город Клещин.

Славяне начали проникать в Верхнее Поволжье на рубеже IX-X вв. На ее раннем этапе (IX в.) волна славянского заселения шла с северо-запада по рекам Мсте, Мологе, Волге и Клязьме. В состав этой волны входили ильменские словене, а также весь, и чудь.

Примерно в то же время началось переселение кривичей с верховьев Днепра. В конце Х в. в этот процесс включились вятичи, которые шли с юго-запада и юга. Проникновение славянского населения в земли мерян шло из Ярославского Поволжья через озеро Неро прямо с Верхней Волги славяне попадали на Клещино озеро.

Новые земли, тем не менее, уже имели владельцев. Это были скандинавские племена из- вестные в русских летописях как «варяги». Они собирали дань с чуди, мери, кривичей и словен Новгородских. В Х веке варяги считали своим города Радстова (Ростов). Исследования Тимеревского могильника позволили сделать вывод, что скандинавы занимали в регионе вторую по численности группу населения. В целом они существенно уступали меря, но превосходили славянское население.

Мерянский язык, к настоящему времени не сохранился. Попытку его фрагментарной реставрации предпринял О. О. Ткаченко. Он отмечал: мерянский (древнерусский: Мер(ъ)ский), ныне мертвый, финно-угорский язык, в период наибольшего распространения занимал, очевидно, территорию современных центральных областей европейской части РСФСР — (полностью) Ярославской, Ивановской, Костромской, (частично) Калининской (Тверской., Кашинский р-н, Калязинский р-н.), Московской (за исключением юго-западной части), Владимирской (к северу от Клязьмы и отчасти к югу от нее, за исключением земель муромы, другого финно-угорского племени у впадения Клязьмы в Оку). Соседями мери были с юго-запада балтийские племена, в частности голядь, с запада и северо-запада — вепсы (весь), одно из древнейших прибалтийско-финских племен, С севера земли мери граничили с землями заволоцкой чуди, видимо, так же прибалтийско-финской этнической группы, хотя и не вполне установленного состава. С северо-востока мерянская этническая территория, видимо, соприкасалась с землями пермских племен, скорее всего предков коми.

С востока с мерей граничили марийцы, а с юга мордовские племена: мурома и возможно мещера. Позже западными соседями мери стали балто-славянские племена кривичи, новгорродские славяне и вятичи с рубежа X-XI вв. начавшие проникать на мерянские земли.

Постепенное растворение мери в русском языковом окружении, связанное с ее языковой ассимиляцией, привело к ее полному исчезновению как отдельного финно-угорского этноса и слиянию мери с формирующейся на ее бывших землях частью русской народности [5].

Первое историческое упоминание о мерянах принадлежит готскому историку Иордану (VI в. н.э.), где меряне (Merens) упоминаются среди племен плативших дань готскому королю Германариху. Следующие упоминания относятся к IX-X вв. и появляются в Ипатьевской летописи, где о мере сказано как о союзнике восточных славян в связи с собиранием дани с древнерусских и соседних с ними племен (859 г.), по поводу походов Олега на Киев (882 г.) и на Царьград (907 г.). После XI в. меря перестает упоминаться в древнерусских летописях, что давало право дореволюционным историкам предполагать ее полную ассимиляцию. Однако по последним исследованиям она проживала на своих землях и до XV-XVI вв. сохраняла этноязыковой облик, а на наиболее периферийных (восточных) территориях в лице отдельных групп, возможно до XVII в. В пользу этого говорит многочисленные упоминания о мерских станах и в документе XVIII в. «О Георгиевской церкви, что в Мерском» [5]. Мерянский язык, упомянут в «Житии Ростовского епископа Леонтия». «…се бе блаженный константина града рожай и вспетания русский же и мерский язык добре умяше…» [1, с. 127-129].

В современной ярославской топонимике фиксируется так называемый «мерянский след». Исследование, которого стало возможным благодаря О. О. Ткаченко. 

В качестве примера, приведем:

Урма — (с мерянского) — «белка» — Урдома (река); земля богатая белкой. (На марийском языке — увидел белку).
Яхр(е) — (с мерянского) — «озеро» — Яхрома: озерная земля). Бол — (с мерянского) — «селение».

Возможно, окончание в названии:

Толгобол, Пужбол (возможно Бол(ь)шое село).
Ильдома — (с мерянского) — «безжизненный, лишенный жизни не жилой».
Неро — (с мерянского) — «болото» (озеро Неро).
Андоба — (с мерянского) — «кормящий» (приток реки Кострома).  
Кубека (кубенка) — (с мерянского) — «толстая девочка» (Кубена, Кубенское озеро).  

Вероятно так же происхождение от мерянских слов ряда региональных фамилий:

Баса — (с мерянского) — «красивый». Басин (упоминается в аналогичном значении у Г. Г. Мельниченко) [1, с. 147].
Гачуля — (с мерянского) — «качели». Гачулин.
Елица — (с мерянского) — «метель». Елицин, Ельцин.
Бат — (с мерянского) — «брат». Батин.
Ломань — (с мерянского) — «человек». Ломанин, Ломакин.
Коронятки — (с мерянского) — «прятки» Короняткин, Крохоняткин.
Моко — (с мерянского) — «мох». Мокин, Моков.
Колобушка — (с мерянского) — «небольшой пирожок». Колобушкин.
Балуй — (с мерянского) — «съедобный гриб». Балуев.
Кока — (с мерянского) — «тетка, крестная, название старшей дочери для меньших детей». Кокин.
Вандога — (с мерянского) — «камыш». Вандогин.
Пух — (с мерянского) — «сын, парень». Пухов, Пушин.
Кицок — (с мерянского) — «два столбика на которых в избе держался голбец» Кицок, Кицко, Кицков.
Варака — (с мерянского) — «ворона». Вараков. Бараков.
Кува — (с мерянского) — «старуха». Кувакин.
Шем — (с мерянского) — «черный». Шемов, Шамов, Шем- шев, Шамшев.
Лохма — (с мерянского) — «огонь». Лохмин.
Карга — (с мерянского) — «журавль». Каргин.

В заключение необходимо отметить, что единственность исследования О.О. Ткаченко (при всей своей уникальности) не позволяет окончательно идентифицировать именно мерянское происхождение приведенных выше названий. Что, в свою очередь служит актуализации проблемы и аргументацией для проведения дальнейших исследований.

Список литературы

1. Житие Ростовского епископа Леонтия (Сказание о Леонтии Ростовском) //Древнерусские предания. Составление,  182 Наука и общество: проблемы и перспективы развития вступительная статья и комментарии В.В. Кускова. — М.: Советская Россия, 1982. — С. 127-129.

2. Мельниченко Г.Г. региональная лексикология и лексикография. Избранные работы. ЯГПУ им. К.Д. Ушинского. — Ярославль, 2007. — С. 258.

3. Повесть временных лет. — СПб, 1901. — С. 11.

4. Реки Ярославской области. Маслов Ю.В., Маслова А.А. Под общей редакцией А.А. Голицына, В.В. Горошникова. — Рыбинск, Медиарост, 2014. (Библиотека ярославской семьи, т. 13). — С. 105.

5. Ткаченко О.Б. Мерянский язык. — Киев: Наукова думка, 1985. — 179 с.

Автор: Бородкин А.В., к.и.н., доцент, ЯФ МФЮА
Источник: Материалы III Межрегиональной научно-практической конференции научно-педагогических и практических работников Ярославль, 2016

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 4567 | Добавил: merjanyn | Теги: великороссы, меря, Древняя Русь, Ростов Великий, ономастика, мерянский язык, топонимика, русские диалекты | Рейтинг: 5.0/6
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография общество Плёс дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство Социология
Статистика
Яндекс.Метрика