Сон – это всегда дополнительная реальность, отражающая и помогающая осмыслить происходящее во время бодрствования. В качестве примера рассмотрим сон мерянского писателя Аиста Сергеева из повести "Овсянки" Дениса Осокина. Сюжет сна прост:
Аист Сергеев с группой художников отправляется на автобусе в Португалию. По пути их группа разворачивает арт-площадки и представляет «каждый свое искусство». Аист отмечает небывалое единение со всем миром. Описание сна, однако, сюжетное и последовательное, словно это не сон, а случившееся на самом деле. Во время стоянки всю группу, кроме Аиста, неожиданно «уносят» «люди <…> какие-то нетеперешние. цветасто-домотканные одежды. сероватые лица – из которых мне не запомнилось ни одно». Сон заканчивается, но потом, в последнюю ночь жизни Аиста, ему снится продолжение, где «я пришел на болото. костромские художники и узюковцы радостно пили и ели. если есть узюк – зачем нам португалия? – кричали наши девчонки – и обнимали узюковских малорослых кутанных девиц, с любопытством трогавших их пирсинг. я искренне за них порадовался. и сказал что сам тогда в португалию отправлюсь»
(Осокин, c.605).
«Архаический человек обладал гораздо большей культурой сна, то есть, вероятно, видел сны и запоминал их гораздо более связанными»,
писал М.Ю. Лотман.
В самом деле, сон героя является подробным и связным, это словно реально произошедшее с ним, нежели обычно сумбурное восприятие настоящего сновидения обычного человека.
Сон имеет название и воспринимается героем как фильм: «Узюк», причем тайна его названия открывается Аисту как в самом сне, так и во время бодрствования. Во сне «узюк» - болото, в мире – «узюк – это войлочное покрытие купола казахской юрты. а в тувинской – маленькое пространство между изголовьем кровати хозяев и семейным ламаистским алтарем. судя по ссылкам – слово узюк входит в название многих саяно-алтайских рек и урочищ». На самом деле, «узюк» так же и удмуртсткое слово, которые входит во многие географические названия; есть деревня Узюк, а так же реки Узюк и Сухой Узюк (притоки реки Люга, находящейся в центральной части Кизнерского района у Вятки).
Обратим внимание на сюжет сна: герой отправляется в путешествие до определенной точки, затем его спутников похищают, он отправляется на их поиски и обнаруживает, что они решили остаться с похитителями. Герой решает продолжить путь в одиночку, чтобы затем вернуться.
Мы видим здесь прямое обращение к читателю: явная параллель между «узюками» и меря (сравним:
«лица невыразительные как сырые оладьи. волосы и глаза непонятного цвета»
про меря, «сероватые лица – из которых мне не запомнилось ни одно» про «узюков») акцентирует внимание на том, как ощущает себя сам Аист Сергеев, то есть племя, живущее по стародавним заветам, находит близких себе в современном народе (единение в конце сна).
Здесь прямая параллель со всей повестью: воспроизведенное архаическое сознание Аиста и воссозданное самосознание народа меря вливается «глубокой тихой» водой в современных людей, обратившихся к своим мерянским корням, обращение автора к глубинной памяти, чему-то архаичному, находящемуся в каждом живущем теперь.
В "Овсянках" автором магически уловлена / предвосхищена / запрограммирована тенденция современного русского искать самого себя в своих мерянских предках, что подтверждается усилением интереса к мерянскому прошлому и созданию таких порталов, как merjamaa.ru, finugor.ru и прочие, и, конечно, массовых движений ревитализации.
Источник: «Конструирование этнических мифов в современной русской прозе». М.Д. Окунцева. Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет. В редакции «Меряфутурист».
#овсянки #денисосокин #меря #сон #миф
|