Суббота, 23.11.2024, 08:24 | Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Главная » 2014 » Июнь » 1 » Микротенденции. Ирина Грицук-Галицкая: Ярослав Мудрый был проклят мерянами
22:04
Микротенденции. Ирина Грицук-Галицкая: Ярослав Мудрый был проклят мерянами

31 мая Ярославль отметил 1004-й день рождения. Об истории города и его основателе Ярославе Мудром многое известно. Однако ярославский писатель и краевед Ирина Грицук-Галицкая, изучающая историю Верхневолжского региона, рассказала редакции портала 76.ru много нового. О неожиданных открытиях и другом взгляде на историю Ярославля она написала в своей новой книге.

– 76.ru: О чем ваша новая книга?

– Книга называется «Мерянский роман о князе Ярославе и его мудреных женах». Ярослава во всей древней литературе описывают с женой – шведской принцессой Ингигерд. Он на ней женился, и ее отец, шведский король, дал Ярославу денег и войска, чтобы тот победил польского короля... Но чтобы Ярослав отдал принцессе Ладогу. Ингигерд у нас почитается как святая, она в почете. Но ведь у Ярослава была еще одна женщина, которую он любил... Об этом и роман.

– 76.ru: Какой была семья Ярослава Мудрого?

– Отец Ярослава – Владимир. Он очень боялся Ярослава. Тот был хитрый, воинственный, дипломатичный. У Владимира было 13 сыновей, но вот Ярослава он боялся. Ведь он в свое время опозорил его мать... Княгине Рагнеде, матери Ярослава, было 12 лет, когда Владимир на площади в Полоцке ее обесчестил и сделал своей женой. Ещё он убил ее отца и жениха... Взял её силой. Мне думается, что Ярослав его ненавидел за это. Однажды она даже решила Владимира убить. Но она слабая, у нее не получилось. Все братья и Рагнеда ненавидели Владимира. Когда Владимиру сказали, что Ярослав уже вырос, поднялся на ноги и может предъявлять права на киевский престол, Владимир отправил сына в Ростов. Представляете? Из Киева в Ростов! Такое расстояние! Это же как ссылка. Самая настоящая ссылка. Дороги не было, шли ладьями, это была трудная дорога. В этой дороге Ярослав почувствовал себя князем. Он выбрал себе самую красивую местную женщину, она родила ему ребенка. Но у нас ни в одной летописи об этом не говорится. Ни в одной! И потом, когда Владимир возвращает сына обратно, просит привезти дань, которую Ярослав собрал, Ярослав ему отвечает: «Я сам собирал эту дань. Сам ей распоряжаться буду!».

– 76.ru: Ярославлю исполняется 1004 года, но и сегодня есть «белые пятна» в его истории. О каком историческом периоде, на ваш взгляд, должен знать каждый ярославец?

– Впереди День города – праздник, который мы все любим. Он вошел в традицию. Мне бы хотелось, чтобы к этому празднику люди больше узнали о Ярославле. Тысячелетие города прошло, но думаю, что не все было сказано. Например, не было рассказано о том, что до прихода Ярослава в наши мерянские местах бытовала языческая вера. Конечно, об этом знают, но что это такое? И как это отразилось на судьбе князя Ярослава? Об этом люди знают мало.

– 76.ru: Каким языческим божествам поклонялись ярославцы?

– Поклонялись и камням и валунам. Кериметь бога называемого в славянскими летописцами привычным им именем Велес стояло там, где сейчас идет стройка, во дворе бывшего ресторана «Медведь». Это бог покровитель животного мира. А олицетворением этого животного мира у нас, в нашей полосе, всегда был медведь. И наши предки ему поклонялись, как медведю. В клетке в керимети жил медведь. Когда Ярослав увидел капище, он ужаснулся.

– 76.ru: Как Ярослав Мудрый встретился с медведем?

– Эта встреча произошла, когда Ярослав Мудрый очень сильно разгневался. Его любимую женщину хотели отдать медведю на праздник летнего Солнцеворота, как жертвоприношение. Ярослав повелел снести это капище, низвергнуть идолы и поставить на этом месте христианскую церковь. Это была самая первая церковь Ярославля –  церковь Святого Власия. Поэтому и знаем, где было капище, где была церковь Власия. Она стояла на этом месте до 30-х годов. Ее взорвали в 1937 году, а на ее месте поставили помпезное, громоздкое сооружение сталинского типа. На первом этаже был ресторан «Медведь». То есть медведь из керимети, «вернулся» в образе медведя. Еще я предполагаю, что Ярослав был проклят мерянскими шаманами. Жизнь его была несладкой. И в жизни ему многое пришлось претерпеть.

– 76.ru: Например?

– Я собрала материалы, в том числе и из иностранных источников, где много рассказывается и о Ярославе, и о его женщинах, о его второй жене Ингигерд, о его сестре Предславе... В наших летописях не любили писать о женщинах. Монахи вообще считали, что женщина – сосуд греховный, может соблазнить... Но уж если женщина попала в летопись, значит, она необыкновенная.

– 76.ru: Вы писали об этом?

– О них я писала много. Среди них княгиня Ксения. Наша ярославская княгиня. Не знаю почему, но о ней никто никогда не говорит! Это уже начало 13 века, нашествие Батыя. Ярославль был сожжен полностью, когда люди из лесов вернулись на пепелище и Ксения стала возводить заново город. Лет семь назад издавали книгу «Женщины Ярославля», так она начиналась с королевы Анны, дочери Ярослава. Но она никакого отношения не имеет к Ярославлю! Разве что Ярослав был ее отцом. А вот княгиня Ксения, по сути настоящий руководитель города, не упоминается нигде. О ней никто не говорит.

– 76.ru: Как город назывался до Ярослава?

– Ярославль назывался раньше просто – Медвежий угол. Здесь был культ медведя и жили меряне. Почему «угол»? Это стрелка, и этим углом правит Медведь.

Источник текста и фотографии: 76.ru
Алина ШЕРЕМЕТЬЕВА, специально для 76.ru

Категория: Новости Мерянии | Просмотров: 3743 | Добавил: merja | Теги: ярославль, идентитет, меря, микротенденции, история, Ярослав Мудрый, меряне, культура | Рейтинг: 4.4/8
СТАНЬ МЕРЯ!

ИНТЕРЕСНОЕ
ТЭГИ
мерянский Павел Травкин чашечник меря финно-угры чудь весь Merjamaa Меряния финно-угорский субстрат вепсы История Руси меряне суздаль владимир история марийцы мари Ветлуга Ростов Великий ростов новгород Русь экология славяне топонимика кострома КРИВИЧИ русские Язычество камень следовик синий камень камень чашечник сакральные камни этнофутуризм археология мурома Владимиро-Суздальская земля мерянский язык ономастика Ростовская земля балты финны городище Векса озеро Неро краеведение православие священные камни этнография Плёс общество дьяковцы Ивановская область регионализм культура идентитет искусство плес ингрия антропология россия москва ярославль мифология вологда лингвистика Марий Эл будущее Унжа вятичи Залесье волга поэзия нея галич деревня туризм север мерянский этнофутуризм Древняя Русь шаманизм латвия русский север иваново буй капище Ярославская область Языкознание реконструкция скандинавы средневековье Европа магия Этногенез коми старообрядцы Костромская область христианство Социология
Статистика
Яндекс.Метрика