В апреле в Борисоглебском филиале музея-заповедника "Ростовский кремль" - доме крестьянина Елкина прошла третья лекция по археологии заведующего археологической коллекцией музея Ивана Владимировича Купцова. В публикации И.В. Купцов представил краткий текст прошедшей лекции.
Первое упоминание мери в письменных источниках едва ли не более раннее, чем упоминание о славянах. В трудах европейского историка 6 века Иордана меря, наряду с мордвой, упоминается в числе народов, временно покоренных готским вождем Германарихом. В «Повести временных лет» отмечается, что меря играла активную роль в политической жизни Древней Руси уже во времена Олега, в 9 веке, участвуя в его военных экспедициях на Киев (882 г.) и Царьград (907 г.).
"Князь с Сарского городища". 2017 год.
Редизайн графики ростовского археолога Ивана Купцова созданной для статьи
Д.О. Митина "Вооружение летописной мери".
Кроме письменных источников, о народе меря осталась память в географических названиях. Многие из нас ловили себя на мысли, что с детства привычные названия родных речек и озер на самом деле звучат на непонятном языке: Пижерма. Туношна, Шопша, Пулохма, Сара, Неро. Мерянский язык исчез из употребления, и поскольку памятники мерянской письменности неизвестны, ученые с большим вниманием относятся к изучению сохранившегося мерянского языкового наследия.
На сегодняшний день доподлинно известно, что меря, по языку, относилась к народам финно-угорской группы. Из числа современных наиболее близким к мерянскому языком может считаться марийский. К числу других родственных мере народов относятся мордва, карелы, саамы, коми, ханты, манси, эстонцы, финны и венгры.
Расселение мери произошло на весьма значительной территории по всей Верхней Волге, на землях современных Ярославской, Костромской, частично Тверской, Ивановской и Владимирской областей. Ростовская земля исторически стала одним из центров хозяйственной, культурной и политической организации мерянских племен. Здесь расположено около двух десятков селищ, а центром мерянского этнического объединения стало Сарское городище, расположенное на высоком мысу над рекой Сарой в 12 км. от Ростова.
"Отец и сын". 2017 год.
Редизайн графики ростовского археолога Ивана Купцова созданной для статьи
Д.О. Митина "Вооружение летописной мери".
Хорошо укрепленное городище занимало высокий (до 20 м.) мысовидный выступ в излучине р. Сары (в те времена она носила название Гда) и включало в себя три отгороженные валами и рвами чести. Средняя, самая ранняя, датируется 7 веком. За пределами городских стен располагался неукрепленный посад. Жилые и хозяйственные постройки на городище, посаде и других мерянских поселениях были, как правило наземными, срубной конструкции. В центральной части городища их расположение носит следы регулярной планировки.
"Мать и дочь". 2017 год.
Редизайн графики ростовского археолога Ивана Купцова созданной для статьи
Д.О. Митина "Вооружение летописной мери".
Обилие предметов материальной культуры из слоя мерянских поселений говорит о значительном разнообразии хозяйственной деятельности и духовной жизни мерян. Наряду с земледелием и скотоводством, меря широко освоила различного рода ремесла, в том числе, металлообработку. Можно предположить, что производство ремесленных изделий было направлено не только для удовлетворения внутрихозяйственных нужд, но и на продажу. О торговых связях мери говорит наличие с 10 века рядом с Сарским городищем, на противоположном берегу реки, своеобразного поселения «заморских гостей», в культурном слое которого обнаружены многочисленные находки привозных предметов европейского и восточного происхождения: украшения, стандартные слитки бронзы, монеты, орудия труда и оружие.
Большого уровня мастерства мерянские умельцы достигли и ювелирном искусстве. На материалах из культурного слоя Сарского городища мы можем проследить процесс изготовления ювелирных украшений практически полностью, от обработки заготовок до готовых изделий. Если предметы вооружения известны нам, в основном, по мужским погребениям, то украшения – по женским. Основной элемент женского украшения мери – так называемые «шумящие подвески. Изначально всякие украшения имели не столько эстетическое, сколько сакральное значение, напрямую связанное с анимистическими представлениями наших предков, с их убеждением, что мир вокруг, все объекты окружающей действительности заселены духами, которые могут как помогать человеку, так и наносить ему вред. В качестве непреодолимой преграды от злых духов и применялся орнамент либо иные украшения: ворот, подол и рукава одежды защищались вышивкой; окна, двери и дымоходы жилища, края посуды – резьбой. Такую же защитную функцию призваны были выполнять и шумящие подвески, звук которых должен был отпугивать «нечисть». Выполнялись эти подвески в форме стилизованных священных животных и птиц – коней, уток и др., к которым на цепочках подвешивались металлические пластинки в форме утиных лапок или миниатюрные бубенчики. Такие украшения могли подвешиваться на одежду, пояс, вплетаться в прическу.
"Охотники и воины". 2017 год.
Редизайн графики ростовского археолога Ивана Купцова созданной для статьи
Д.О. Митина "Вооружение летописной мери".
Интенсивное развитие ремесленного производства на городище со временем приобретало все больше подражательных черт: местные мастера успешно пытались сначала копировать а позднее усовершенствовать привозные вещи. Мы видим ранее неизвестные мере предметы: ножницы, калачевидные кресала, замки и ключи к ним. Наличие последних говорит о значительном развитии прибыльной торговли: было что прятать и запирать на замок. Вместе с тем, освоение новых тенденций в материальной культуре свидетельствует о начале процессов аккультурации, то есть, изменения традиционной культуры. Начиная с 9 века этому способствовало быстрое развитие альтернативного торгово-ремесленного центра – города Ростова.
Иван Купцов. ГМЗ "Ростовский кремль"
Источник: http://rostland.blogspot.com.by/2017/04/blog-post_26.html
|