Несколько лет назад на страницах Merjamaa обсуждался футуристический проект развития транспортной инфраструктуры Костромской земли. Сегодня на страницах газеты МК Кострома схожие идеи предлагает костромской журналист Лев Кострин:
В России в скором времени начнется формирование макрорегионов. То есть, на особых условиях (не географически, как федеральные округа), будут объединены соседние края и области. По замыслу Минэкономразвития, для эффективного развития регионов планируется создавать их по двум типам: структурно-отраслевому и проблемно-ориентированному. По первому варианту края и области России объединятся по их экономической специализации. По второму - структура регионов будет зависеть от наличия социально-экономических проблем, для решения которых предполагается оказание целевой федеральной финансовой поддержки.
Формирование макрорегионов намечено провести в несколько этапов. Первый завершится к 2020 году. В этот период предлагается создать четыре макрорегиона, в том числе «Столичный» (Москва и Московская область). До 2030 года планируется сформировать еще пять макрорегионов.
Остальные российские субъекты будут объединены в макрорегионы в более долгосрочном периоде - к 2040-2050 годам. В концепции отмечается, что формирование макрорегионов будет способствовать «увеличению числа центров роста» и повысит конкурентоспособность страны. Все это хорошо, но пока непонятно - к каким соседним регионам примкнет со временем Костромская область?
В начале «нулевых» годов активно обсуждалось предложение губернатора Ярославской области Анатолия Лисицына о создании нового субъекта РФ под названием «Ярославский край». Куда наш сосед хотел включить и Костромской край. Позднее выяснилось, что ему нужны были только индустриальные муниципалитеты - Буй, Кострома и Волгореченск. А про северо-восток нашей области, весьма удаленный от Ярославля, и речи не было. То есть, получается, г-н Лисицын жаждал «взять и поделить» 44-ый регион всеми вытекающими отсюда последствиями. Та инициатива не прошла, да и не могла она осуществиться, так как в малой степени отражала интересы костромичей.
Но в основе деления страны должна, в первую очередь, лежать экономика, считают ученые. В таких случаях, какие-то объединительные решения должны быть выгодны, к примеру, не только ярославцам. Понятно, что конечной целью административно-территориальной реформы должен стать отказ от федерального устройства и создание единого унитарного государства. Но пока что расчет делается на образование макрорегионов, которые с известной долей натяжки можно сравнить с гипертрофированной Ивановской промышленной областью (1929-1936 годы), куда также входили «лакомые» районы Костромской и Ярославской областей.
По утверждению директора департамента стратегического и территориального планирования Минэкономразвития РФ Елены Чугуевской, территориальная составляющая нужна для проработки основных проектов и стратегического планирования РФ до 2035 года. В этом плане весьма актуальным стал недавно представленный проект «Макрорегион - «Золотое кольцо 2.0». Правда, пока по развитию туризма.
Ярославская, Костромская и Владимирская области должны образовать один туристический макрорегион, связав свои возможности сетью скоростного железнодорожного транспорта и автомобильных дорог. Цели проекта очевидны: повысить инвестиционную привлекательность регионов, увеличить поток туристов, в конце концов, заработать деньги. Решить проблемы должны пуск высокоскоростной железной дороги во Владимирской области, а также скоростной в Ярославской и Костромской областях. Инициатор всего проекта и, в частности, модернизации железной дороги - Михаил Крупин, уполномоченный по правам ребенка в Ярославской области.
До сих пор под сукном лежат и другие замечательные проекты. Например, строительство Меряно-Мещерской железнодорожной магистрали (Фурманов - Приволжск (Ивановская область) - Волгореченск - Кострома - Мисково - Сандогора - Соть (Даниловский район Ярославской области) - Вохтога (Грязовецкий район Вологодской области) - Вологда). То есть, эта дорога минует Буй.
Мало кто знает, что Мещерская железная дорога была частью масштабного проекта, разработанного к 300-летию династии Романовых в 1913 году. В связи с оторванностью «колыбели» династии Романовых от сети железных дорог империи, инженером путей сообщения Владимиром Толстопятовым был разработан проект новых железных дорог в Костромской губернии. Одна из новых линий должна была соединить Кострому с Вологдой. Причем она должна была стать частью Меряно - Мещерской магистрали.
В случае реализации проекта, часть пассажирских и основную массу грузовых поездов можно было бы направить более коротким путем. Из северных регионов - на юг, в города Поволжья, южного Урала и в Казахстан поезда могли бы следовать через Вологду - Кострому - Иваново - Владимир - Рязань. И это обеспечило бы устойчивое развитие важнейших регионов центральной («мерянской») России, прежде всего, Ивановской и Костромской областей.
Думается, в связи с формированием макрорегионов, многие проекты, не только транспортные, восстанут из пепла. И то, что сегодня кажется если не утопией, то заведомо убыточным делом, завтра будет реализовано.
Автор: Лев Кострин
Источник: МК Кострома
Фото: 104-4fm.ru
|