Казалось бы, давно пора привыкнуть к тому, что все в народных
традициях и обычаях неслучайно, всё окружено символами и загадками. Даже
в тех случаях, когда речь идет об обычаях, возникших не так уж давно.
Например, заглядываем перед праздниками в «Википедию» и узнаем, что
привычная новогодняя ёлка есть ни что иное, как «форма отображения
одного из древних символов человечества — Мирового Древа, Космической
Оси, особенно распространённого у индоевропейских народов». Ну кто бы
мог подумать.
«НА» рассказывал уже, что традиция отмечать Новый год 1 января не
такая уж древняя. Она появилась в России по распоряжению Петра I в
1700 году. И в то время русский народ воспринял идею
украшать дома ветвями хвойного дерева весьма настороженно. Не
удивительно, ведь к елке наши предки относились совсем не как к атрибуту
праздника. Между этими вечнозелеными деревьями хоронили самоубийц. Про
тяжело заболевшего говорили - «смотрит под елку». А про усопшего –
«угодил под елку». Из ели не рубили домов. В мировоззрении печерских староверов, например, хвойный лес или «темный лес» вообще ассоциировался с потусторонним миром. У вепсов, как впрочем, и у многих других финно-угорских народов,
покойника до могилы было принято нести на носилках, сделанных из еловых
жердей. Само слово «елка» употреблялось иногда близко к нецензурному,
ведь обронивший в сердцах: «елки-палки», вполне мог бы просто сказать
«черт!». Да в российской глубинке чёрта или лешего иногда так и называли
– «елс».
Однако дабы руководство не прогневалось, простой люд вешал-таки
веточки хвойных деревьев на ворота и дома. А стоило царю почить, как про
новую традицию благополучно забыли. Все, кроме хозяев питейных
заведений, которым колючее дерево пришлось по вкусу. Елку привязывали к
колу, установленному на крыше кабака, и меняли на свежую ровно через
год, в канун праздника. Вскоре места, где можно выпить в народе прозвали
«елками», а «елку поднять» стало означать попьянствовать. И вроде бы
круг замкнулся, все с символами вернулось на круги своя, ведь пьянство
это от нечистого.
И до 19 века русский народ продолжал встречать Новый год без лесной
царевны. Вновь возникла она в начале 19 века в Петербурге.
Николай I приказал нарядить елку во дворце на Рождество, а позже, как
это у нас всегда было принято, глядя на царя и прочая знать решила, что
без елки праздник выглядит странно.
Кстати, сам царь позаимствовал обычай у немцев,
проживавших в Петербурге и всегда наряжавших на новогодние праздники
«царицу лесов», почитавших её в отличие от русских как символ
неумирающей природы. Так что на территории России первые настоящие
рождественские ёлки появились именно в домах петербургских немцев.
Прошло чуть больше полувека, и вновь Новогодние праздники стали
проходить по старинке. Рождественскому атрибуту не сразу нашлось место в
жизни советского человека. Только в 1935-ом году «лучший друг советских
детей» распорядился организовать для малышей елки по всей стране. Не
рождественские, конечно, а новогодние. А нынче просто невозможно
представить себе Новый год и Рождество без ёлочки. Ну, в самом деле, что
за праздник, если в доме не пахнет хвоей и мандаринами?
И до чего же замечательно, что с тех пор она остается с нами!
Федор Маков Национальный Акцент
|