Известно, что по "руси" есть хорошие арабские источники, ясно описывающие "русь" как торгово-пиратское сообщество типа "витальеров" или "флибустьеров". Так что, не смотря на крики адептов концепции "славяне = R1a" обсуждать "этнос русь" нет необходимости, по вполне очевидным причинам. Этничность здесь не при чём потому, что достаточно спекулятивный критерий. А вот генетическая специфика - неоспоримый.
Многим интересующимся изучением преемственно-генетической (родовой, в терминологии Клесова) линии N1c1, за последнее время не раз приходилось наталкиваться на антинорманнистские разоблачения. Вот ссылка на Кузьмина, там интересно про "балтийских славян" написано, но много страниц на эту тему исписано и Клесовым.
Вот от его размышлений и пойдем.
Грубо говоря, на чем строится весь современный антинорманнизм? На том, что "варяги-русь" были не германцами, а "балтийскими славянами".
Ок.
К Кузьмину и всей старой школе "славянщины" по этому поводу претензий быть не может, ведь для них такие характеристики как "славяне", "германцы", "тюрки" и т.д. имели решающее и самодостаточное значение.
Но ведь вся концепция Клесова основана на том, что славяне это R1а. Большая часть его интервью в фильме Задорнова "Рюрик", призванного доказать, что Рюрик был славянином, посвящена спекуляциям на тему R1а, которые стали славянами, потом обнаруживается, что культура и язык варягов тоже были славянскими, то есть, это балтийские славяне - "наши люди", как пишет Клесов, следовательно, вуаля, норманнизм разоблачен.
Но ведь эти самые "варяги" и, в частности, Рюриковичи, это не "славянская" R1а, а финно-балтская" N1c1!
Так как же они тогда оказываются "нашими" у R1a-центричного Клесова, и как разоблачают норманнизм?
Клесов пишет, что эти N1c1 были славянами, потому что говорили на славянском. Но мы-то сегодня уже знаем, что славянство это всего лишь язык или сетка языков, которая покрыла разные древние генетические европейские субстраты, относящиеся к разным платформам.
А если смотреть на эту проблему генетически, точнее, гаплогруппически, как делает сам Клесов, мы увидим, что "варяги" относятся к "норманнскому кругу" с его финно-балтской N1c1-выраженностью, а не к "славянскому" с его преобладанием R1a.
Да, конечно, можно сказать, что среди современных скандинавов которых принято отождествлять с "норманами" присутствуют и R1a, и R1b, и I. Но вот только "норманнскую" специфику явно обуславливают не они: R1b - это преобладающая группа западных европейцев, R1а - центральноевропейских, I - это древние европейские автохтоны, а вот N - это явно метка пришлого потока с Урала, который в Европе локализуется только вокруг Фенно-Балто-Скандии и на Урале, нигде больше.
Следовательно, язык языком, но то, что одни жители "норманской" Фенно-Балто-Скандии говорили на германских языках, другие на балтских, третьи на финских, а кто-то на славянских, не отменяет того, что у них есть выраженный генетический маркер, выделяющий их как из западных европейцев ("германцев"), так и из центральных европецев ("славян").
Это был наш небольшой эпатаж на тему набирающей популярность "ДНК-генеалогии".
Субклады гаплогруппы N с соответствующими мутациями согласно новейшему древу ISOGG 2015:
Гаплогруппа N (M231) Возраст SNP M231 — 15000-20000 лет.
N1* Встречается редко на севере Китая и отдельные случаи на юге центральной Европе (в том числе древняя ДНК из Венгрии эпохи раннего железного века). До 20% в провинции Шаннань на Тибете. Возраст общего предка обнаруженных представителей — более 5000 лет.
N1a (M128) Распространена с низкой частотой среди маньчжуров, японцев, сибо, маньчжурских эвенков, корейцев, северных хань, буи, восточных казахов и некоторых других тюркских народов Средней Азии. У казахов очень молода (возможно, менее 1000 лет). Возраст SNP M128 — около 6000 лет.
N1b (P43)Типична для урало-алтайских народов: в том числе среди народов самодийской лингвистической группы, тюркских народов, народов монгольской группы, тунгусов и эскимосов. Разделение с N1c — 15000 лет назад. Возраст SNP P43 — 6300-7600 лет. Возраст общего предка обнаруженных представителей — 6300 лет.
N1c (Tat (M46), P105) Распространена вокруг Балтийского моря, у якутов, у тюрков и народов уральской группы, с умеренным распределением по всей Северной Евразии. Разделение с N1b — 15000 лет назад. Возраст SNP Tat (M46), P105 — 14 000 лет. Возраст общего предка обнаруженных представителей — 7 000 лет.
N1c* Реликт. Редко встречается.
N1c1 (M178) Практически все N1c принадлежат к ней. Наибольшее распространение в Фенно-Балто-Скандии. Зашкаливает у финнов, эстонцев, литовцев, латышей, удмуртов и якутов, с умеренным распределением по всей Северной Евразии. Возраст SNP M178 — 12 000 лет. Возраст общего предка обнаруженных представителей — 7 000 лет.
Наиболее распространенная гаплогруппа среди финнов, карел и вепсов. Также широко встречается у северных и центральных русских и поволжских финнов (марийцев и мордвы), в меньшей степени у беларусов, скандинавов и северо-восточных поляков, потомков летописных пруссов
Известные представители гаплогруппы N1c1
Согласно исследованиям генеалогов, после тестирования современных документированных потомков:
- Мономашичи (Рюриковичи) - Новгородский князь Рюрик и его потомки древнерусские князья и Московские цари.
- Гедиминовичи - Великий Князь Литовский Гедемин и его потомки князья Хованские, Голицыны, Трубецкие
- Гедройцы (Довспрунги) - Князь Литовский Гедрус и его потомки Гедройцы
По материалам Вадима Сидорова
|