Чаронда - село на берегу Воже-озера, иначе именуемого Чарондским. Север
Вологодской области. Сейчас оно опустело, и лишь силуэт церкви, да
разрушающиеся дома оживляют бесконечную горизонталь озера и низменного
берега под огромным куполом неба. С одной стороны озеро, с другой -
бескрайние болота. Попасть сюда можно лишь на снегоходе или на лодке. Для нас с вами, однако же, Чаронда интересна своим прошлым. Чарондская
округа - особое административное образование, вместе с Устюгом,
Сольвычегодском, Тотьмой и Устьянскими волостями до 1658 года
находившееся в составе Ростовской епархии. По мнению признанного
специалиста по угро-финской топонимике А.К. Матвеева,
уже то, что наименования Устьянские волости и Чарондская округа не
вписываются в традиционное для средневекового Севера членение на уезды,
говорит об этническом своеобразии местного населения. Наличие в
составе Чарондской округи «улусцев» Солза, Тордокса, Чужга также наводит
на мысль о том, что население там первоначально отличалось от русского. Анализ
гидронимов дает не менее интересные результаты. Так, на южных берегах
озера Воже находятся: Вожега - марийск. вож "корень", "ветвь",
"развилина", Вондонга - вондо "куст", Иксома - икса "залив", "пролив",
"проток", Корнома - корно "дорога", "путь", Лапач - лап "низкий",
"низина", Тинготома - тенге "деньги" + дымо - аффикс отсутствия
признака, т. е. "Безденежная", Шимка - шеме, шим "черный" и др. Несмотря
на близость территории летописной веси, вепсские названия тут
малозаметны, как отмечает и И.И. Муллонен: продвижению вепсов на восток, в Белозерье, препятствовало некое местное население, возможно, с верхневолжскими истоками.
В вожегодской (чарондской) топонимии по мнению А.К. Матвеева,
приходится видеть или какой-то волжско-финский субстрат, близкий к
собственно марийскому языку, или особое мерянское наречие (язык),
которое было распространено на значительной части Русского Севера. Точно
ответить на вопрос - предшествовало ли мерянское движение на север
Белозерья и за Сухону новгородской колонизации, происходило ли оно
параллельно ей, или в этом регионе изначально проживало население,
говорившее на языке, родственном мерянскому, пока невозможно. Легче предположить, когда обрусела северная меря, во всяком случае в Поважье, на Устье и в Чаронде:
в XVI-XVII вв. в Поморье наряду с четырнадцатью уездами, заонежскими и
лопскими погостами особо выделялись Устьянские волости, охватывающие
бассейн Устьи и верхнюю Вагу, а также Чарондская округа. Создание этих
административных территорий было, видимо, каким-то образом связано с
существовавшими еще в то время мерянами в Устьянских волостях и
чарондскими "марийцами" в Чарондской округе. Вологодская меря, судя по
всему, обрусела раньше. С этим, конечно же, сочетается и
сообщение Сигизмунда Герберштейна перв. пол. XVI века о "особом языке"
жителей Белозерья и Пошехонья, "хотя ныне почти все говорят по-русски".
akim_trefilov http://community.livejournal.com/vjesmerjamuroma/4546.html В дополнение публикуем прекрасный фото репортаж от kopanga о том, как сейчас выглядит Чаронда, и что там происходит. Ча-рон-да.
Ча - тайна, хранимая северным ветром. Рон - тишина, звенящая весенней
капелью. Да - треск льда на озере, трепыхание налима в сетях. Чаронда:
за Чарозером - Вещозеро, за Вещозером - Воже-озеро, на нем остров Спас,
а за Спасом, на дальнем берегу - Чаронда. Здесь тоже остров: с одной
стороны озеро, а с другой - непроходимые болота: Кильбовская чисть,
Чарондские топи и Лешего Ноша. Старинные, еще новгородские места. Ведь
Чаронду новгородцы построили на водном пути: по Модлоне в Воже, из Воже
по Свиди в Лаче, а из Лаче по Онеге в Белое море, на поморские берега. С
тех пор много волн выплеснуло на берег озеро Воже и много рыбаков нашло
свой конец в его бурных водах. Была Чаронда городом и воеводством, со
своим гостиным двором, и множеством лабазов, а потом торговый путь
захирел и стала Чаронда селом, но тоже богатым - с каменным храмом и
своим рыбным ловом. Потом пришла советская власть и учредила колхоз и
рыболовную артель, но коммунизма в Чаронде не получилось: электричество
сюда так и не провели, дороги через болота не построили, молодежь
поразъехалась, стариков свезли на кладбище, дачники здесь не прижились и
сейчас здесь один постоянный житель - дядя Леша: князь всех болот,
воевода всех рыб и губернатор Чаронды.
Хозяйство
у Леши нехитрое - изба да сени, буран и сани, вислоухий пес, карманы
телогрейки с пригоршнями свечей к барахлящему движку, генератор
выменяный на рыбу (а было время - не было генератора, только керосинки).
Сети Дяде Леше приносит после штормов с другого берега озера, туда же
он ездит раз в месяц за пенсией и припасами, туда же продает рыбу -
сырую и копченую. На лето приезжают с другого берега несколько старушек и
пара дачников, зимой заглядывают то волки, то рыбаки с озера, ну а в
ледостав и ледоход Лешины гости - рыба, ветер и ломота в костях.
Бывают,
случается, необычные визитеры. То из Москвы туристов занесет - на
лыжах, снегоходах а один раз даже джип затащили. То с вологодского
телевидения заглянут. А вот выборы были - приехали агитаторы от всех
четырех партий сразу и корреспонденты с ними. Плакат где Жириновский с
голыми бабами дядя Леша в горнице повесил, а флагами Единых и
Справедливых Россий еще долго сети на льду отмечал. Бывают и непрошенные
гости. Рыбнадзор это еще туда-сюда, им рыба по всякому полагается, а
вот приезжал один раз госавтоинспектор с неудачного лова на озере и
начал что то про отсутствие номеров на Буране говорить. Но где сел, там и
слез, Леша его быстро отшил: номера мол у вас там, а у меня здесь
Чаронда, мне здесь ваши номера без надобности. Заглянул один раз к Леше и
губернатор вологодский с охраной, тоже рыбу на озере любит половить.
Леша как раз сети на ближней протоке ставил - смотрит - а кругом аж все
почернело от снегоходов импортных. Кричат в матюгальник - что дурак
дорогу не уступаешь, не видишь губернатор вологодский едет. Леша им в
ответ: это он у себя в Вологде губернатор, а здесь в Чаронде губернатор -
Я. Так и прилипло к дяде Леше: губернатор Чаронды. А губернатор Вологды
больше в Чаронду не приезжал.
С
тех пор, как у дяди Леши появился генератор, обзавелся он и телевизором
- без электричества когда жил, надобности в нем не было. Видно по нему
только первую программу, да и то не очень. Но мнение свое на важные
политические события в сопредельных с Чарондой землях у Леши завсегда
найдется - Медведева вот над Россией Путин поставил, потому что никого
другого ниже ростом чем сам найти не смог, а как ниже себя Медведев
никого не найдет, то придется ему Кремль Путину воротить.
В
Чаронде, в гостях у дяди Леши замечательно спится - сны мягкие, как
снег, тихо падающий за окном. Еще лучше проснуться и долго долго лежать в
кровати вслушиваясь в треск дров в печке, зная что Леша уже небось где
то на озере ставит сети, а ты один на острове, и до дороги отсюда
двадцать верст на лыжах, и можно пойти обратно сегодня вечером, а можно
завтра, а лучше конечно остаться до весны, посмотреть как вспухнет и
расколется на озере лед, как зажурчат ручьи и пойдет в сети стаями рыба,
а потом можно уже и не возвращаться, а остаться здесь на всю жизнь.
Потом встать, одеться потеплее, накидать в самовар угля и выпить чаю с
крупным колотым сахаром, выйти во двор и пойти разобрать Леше на дрова
очередной сарай или избу, и рубить дрова во дворе пока Леша не крикнет,
что уха уже готова.
Когда
я в первый раз увидел Чаронду это тоже было почти как сон. Давно, еще с
тех пор когда библиотекарша в Кириллове рассказала о том что за
Чарозером есть болота где растет странная, длинная клюква, а за этими
болотами - заброшенный город Чаронда, я хотел сюда попасть. И вот мы
собрались на лыжах, переночевали в палатке на острове Спас а утром через
метель пошли к Чаронде. Пурга на озере играет очень странные шутки с
человеком. Пейзаж исчезает, остается воронка пенящейся белизны и чтобы
ты не делал, ты всегда в центре этой воронки. В отсутствие ориентиров
равновесие начинает выкидывать интересные фокусы - то ты катишься вниз
по наклонной плоскости, то поднимаешься в гору, то летишь в бездну, хотя
на самом деле ты всего лишь тащишься по абсолютно ровному льду против
ревущего ветра. И вот после пары часов такой круговерти ветер вдруг
отнес пелену пурги в сторону и прямо перед собой мы увидели мираж:
светящее через облака солнце, высокий берег, а на нем церковь и ряд
почерневших изб: Чаронда.
Пару
дней назад я снова уже в какой раз заглянул к дяде Леше. На озере стало
много рыбаков, губернатор Вологды построил на другом берегу несколько
весьма фешенебельных рыбацких домиков, но в Чаронде все осталось
неизменным. Дяди Леши не было дома, ждал его пару часов слушав капель с
крыши. Оставил ему кое каких припасов и кучу следов от лыжных ботинок на
снегу - по ним дядя Леша точно поймет, кто в гости заходил. Можно было
конечно позвонить - теперь на озере берет Мегафон и Леша завел себе
мобильный, но я не стал его записывать в свое время - должны же еще быть
в мире места, куда не надо звонить заранее, но где тебе будут всегда
рады (если окажутся конечно дома).
На
обратном пути солнце садилось за Чаронду и она потихоньку растворялась в
закате, пока от нее не осталась одна черная точка церкви. Наверно когда
нибудь она и действительно исчезнет - дядя Леша допилит пустые избы,
потом и его избу сожгут, чтобы согреться, рыбаки, останется одна
каменная церковь, которой конечно будет совсем одиноко и неуютно на
продуваемом северном ветром берегу и храм, соскользнув с берега,
опрокинется и уйдет на дно озера, там где у него всегда будет приход и
прихожане - щука, лещ и налим.
|