«Как ни зноби мороз, а праздничек
веселый теплее печки пригреет!» говорили у нас в Верхнем Поволжье в старину. Декабрьское
звено праздников, связанных в народной памяти с различными поверьями, обычаями
и сказаниями, начинается 19 декабря зимним Николиным днем.
Это особо
чтимый в народе православный праздник и очень почитаемый святой Никола-бог, Угодник Божий, Никола Милостивый, в народе почитался наравне с Исусом и Богородицей, превыше всех других святых. В народе даже бытовала легенда, что он должен был стать Богом, да отказался... Он покровитель земледелия и скотоводства, хозяин земных
вод, заступник от бед и напастей, помощник в самых трудных делах и обязательствах.
С принятием нашими предками мерянами христианства Никола стал преемником языческого бога Нижнего мира, соотносимого в средневековых летописях с славянским Велесом, и, соответственно, воспринял
его функции.
Поэтому естественно, что на народные представления о Николе значительное влияние оказал культ бога Нижнего мира. Это соотнесение
подтверждается тем, что в географическом отношении прослеживается
совпадение привязки культа бога Нижнего мира на мерянской территории и
распространения особого почитания Николы, в значительной мере
включающего элементы язычества.
Это в основном северные и центральные
территории расселения средневековых московитов. В этом плане показательно, что на территории славянской Украины
Николу-бога считали «породы Московской».
Наши предки воспринимали Николу-бога как народного и, более конкретно,
как крестьянского святого. В московских переделках греческих сказаний о св.
Николае он именуется «смердовичем» и «мужицким заступником». В
фольклорных текстах он может называться также «бурлацким богом».
Кроме того, что Никола считался народным святым, он воспринимался и
как национальный святой Московского царства, покровитель всего народа.
В этом плане особо
почитаемым можно назвать иконографический тип Николы Можайского,
характеризующийся изображением святого с мечом в одной руке и храмом или
городом — в другой. Древнейшее резное изображение этого типа находилось
в г. Можайске в храме во имя святителя Николая; его
почитание связывалось с событиями нашествия татар. Согласно местному
преданию, когда враги устремились к Можайску, они и жители города
увидели над церковью явление Николу с мечом и обнесенным стеной
храмом в руках. Татары бежали, а после этого события у врат храма
было сделано резное изображение Николы Можайского, почитаемого как
градоспасителя.
Особое отношение к св. Николаю прослеживается в области
иконографии и народном взгляде на изображения святого на иконах. В
крестьянской среде, например, считали, что любая икона Николы
является чудотворной. Имя его нередко использовалось в значении
иконы вообще, что, в частности, отразилось в поговорке: «На тебе
полотенце — ты утрися, на тебе Николу — помолися».
В нашей северной иконописи
Никола — единственный святой, изображение которого могло использоваться в
«Деисусе» (в переводе с греческого — «моление») — трехфигурной
иконографической композиции, включающей обычно образ Христа на троне в
центре, а по бокам — молящихся ему Богородицу и Иоанна Крестителя.
Изображение св. Николая наряду с Богородицей, вместо Иоанна Предтечи,
свидетельствует о восприятии его, как и Богородицы, в роли посредника
между человеком и Богом, заступника за людей. В этой
связи показательна московская пословица: «Проси Николу, а он Спасу скажет».
У нас широко распространены резные изображения Николы, что резко
отличает его от большинства святых. Это необычно, особенно если учесть
борьбу православной церкви со скульптурными изображениями. Несмотря на то что в православной культуре действительно, как
правило, не признаются скульптурные изображения, на протяжении веков у нас тем не менее
высоко чтится резной образы Николы-бога. Собственно, само бытование
резных икон Николы и объясняется его особым почитанием, что
издавна учитывалось церковью.
Вернемся к празднику Николы зимнего.
В редкий год на нашей земле в этот день не бывает морозов. Говорили: «на Студеного
Николу снег навалит гору», «Подошел бы Николин день, будет и зима на санках».
Никола зимний и первые морозы Никольские. «На день Николы-бога зима с гвоздем
ходит», «Зима силу набирает, солнце на весну поворачивает», «Подошел бы Николин
день, Никола загвоздит, что Егорий намостит», но «Хвали зиму после Николина
дня», так как «Привезли зиму на санках до Николы, вот тебе и оттепель».
«Коли зима на Николин день след заметает, то дороге не стоять», «Коли на Михайлов
день закует, то на Николу раскует», «Иней на Николу — к урожаю. Перед Николой
иней — овсы будут хороши».
У наших предков, с незапамятных пор, слывет Никола-бог
в народе «морским» и «мокрым». Последнее прозвище укрепилось за ним и
не только потому, что его молитва спасает плавающих по водам, но и оттого еще,
что он держит в своей властной руке и воды подземные, хтонические.
Влага, выступающая из-под земли и спасающая поля от засухи, поднимаясь в виде испарений и снова падая
на грудь земную дождем, в старину признавалась даром святого Николая
чествующему его народу-землепашцу.
Никола-бог представляется воображению народа то в образе «доброго
деда», то в виде сурового старца; то облик его проходит богатырской поступью. На наших
иконах его изображают пожилым человеком — с седой бородой, с залысинами на лбу
— и в епископском облачении.
Николин день — начало зимнего сватовства.
По поводу женитьбы говорили: «Хорошую невесту и на печи найдут», «Не заламывай
рябинку на вызревку; не сватай девку, не вызнавши». «Не кайся, рано вставши;
кайся, рано женившись», «Один женился — свет увидел, другой женился — с головой
пропал». «Кому на ком жениться, тот в того и родится!», — говорит старинная пословица. «Всякая невеста — своему жениху невестится!», — дополняет
ее смысл другая.
На иллюстрациях скульптурные изображения Николы-бога из собраний
Костромского государственного историко-архитектурного и художественного
музея-заповедника.