В минувшую пятницу в Переславском музее-заповеднике состоялась интересная лекция-встреча, на которой горожанам рассказали «Новое о Переславском Спасо-Преображенском соборе» по итогам натурных исследований 2015 года.
На мероприятии собрались неравнодушные горожане, представители городской администрации и местных СМИ. Елена Шадунц и Александра Андреева – научные сотрудники Переславского музея-заповедника, подробно рассказали об истории собора и интересных находках во время реставрационных работ Спаса. Лекция началась с рассказа об истории реставрационных работ за годы существования собора.
- Наш Спас действительно уникален, поскольку это самый древний памятник в Центральном Федеральном округе. Старше Спасо-Преображенского собора только объекты, которые находятся в Великом Новгороде, в Пскове и сохранившиеся архитектурные памятники на Украине. Спас был причислен к особо ценным объектам культурного наследия народов России. Это решение было принято Правительством РФ 31 декабря 2015 года. Именно Переславский музей заказал экспертизу памятника для включения его в перечень особо ценных объектов. Экспертиза была признана, и впереди Спас ждет теперь включение в ЮНЕСКО,
- начала лекцию Елена Константиновна Шадунц.
Наш Спасо-Преображенский собор является одним из немногих объектов, который не вызывает сомнения в датировке его основания. Во многих летописях четко описано, что князь Юрий заложил ряд памятников и церквей, и один из этих памятников – Спас.
Нужно отметить, что еще в середине 18 века в самом соборе хранилась книга, называемая «Торжественник», в которой это событие было записано помимо летописных сводов. Академия Наук запрашивает в 1764 году по всем городам Российской Империи сведения о самых интересных объектах, которые есть в городах, и переславская православная канцелярия присылает выписку из этой книги, называемой «Торжественник». К сожалению, до наших дней эта книга не дошла.
Чертеж Н.А.Артлебена, сделанный им в 1863 г. и опубликованный в Альманахе Первого археологического съезда в 1869 г.
Одно из первых печатных изображений нашего собора, показывает Спас таким, какой он был в начале 19 века. (Иллюстрацию опубликовал граф С.Г.Строганов в своей брошюре «Русское искусство» Е. Виолле ле Дюка и архитектура в России от X по XVIII в. СПб., 1878, табл. 5.)
Очень похожая иллюстрация появляется в первом разделе издания «Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества», опубликованного в 1848-1855 годах и открывает ее именно Спасо-Преображенский собор. В то время Спас выглядел несколько по-другому: крыша его имела совсем не такое очертания, как сейчас. Ее сделали скатной, но в то же время не изуродовали верх стен, то есть их только надложили кирпичом. Глава с металлическим покрытием появляется у нашего собора, очевидно в начале 19 века, потому что в книге расходов собора под 1811 годом значится оплата за покупку листового железа, за переделку плотниками главы и за покрытие главы. Известно, что в 1863 году в Переславль приезжает Владимирский епархиальный архитектор Артлебен, который застает ремонт в Спасо-Преображенском соборе. Он публикует в нескольких источниках статью о своем впечатлении от того, каким он увидел наш собор. И его чертежи попадают в альбом Первого археологического съезда, где мы можем видеть наш собор среди самых древних памятников Владимиро-Суздальского зодчества.
Причем, на этих чертежах Спас показан таким, каким мы его не знаем. На них изображена совсем другого очертания лестница, те, кто бывали в соборе, знают, что эта лестница сегодня выглядит иначе. У Собора был построен большой притвор – крупная пристройка с запада, очевидно, она появилась в конце 18 начале 19 веков, и была разобрана только 1935 году. Исследования собора начинаются с археологии. В 1853 году происходили раскопки вокруг собора, поскольку к этому времени научная мысль уже развивалась в том направлении, что необходимо было объяснить происхождения конструкций, которые вели к собору.
Затем, когда Артлебен осматривал Спас 1863 году, он отметил существование фресок под хорами, и говорит о том, что эти фрески сходны по характеру с фресками Успенского собора во Владимире. Также он увидел там насколько граффити на штукатурке(в то время на стенах собора была древняя штукатурка). Затем в 1891 году была масштабная реставрация под наблюдением академика В.В. Суслова, которая принесла очень много нового и интересного, поскольку были переделаны гробницы, были вскрыты полы, получены сведения о старинных фресках, история о которых вошла во все публикации о соборе. В документах очень четко прописано, что Суслова призвали наблюдать и быть научным руководителем, но уже в 1893 году Суслов отказывается от надзора за собором, и история с фресками выходит печальная. Был предложен метод закрепления фресок, образцы были отвезены в Исторический музей, но при этом средства на эту работу так никто и не смог выделить. В итоге, эти фрески погибли. 1920 годы собор осматривает и фотографируют Николай Иванович Брунов и Николай Николаевич Воронин.
Потом эти фотографии попадут в архив переславского музея. Впоследствии, в соборе произвели демонтаж притвора, были произведены более серьезные археологические исследования, материалы которых также попали в фонд музея. А далее были опубликованы материалы пятидесятых годов о том, какой собор на самом деле. В пятидесятые-шестидесятые годы были произведены работы реставрационных мастерских Ярославля и Переславля. Металлическая глава, окрашенная в зелёный цвет, которая появляется в соборе в девятнадцатом веке, просуществовала до середины восьмидесятых годов прошлого столетия. Только в 1986 году произошла замена железного покрытия главы на медь. Во время ремонта 2002 года архитектор Сергей Васильевич Демидов принимает решение вновь покрасить главу в зеленый цвет, и, к сожалению, это решение вновь восторжествовало и в этот раз.
В архиве музея нашлась уникальная фотография, которая показывает, как выглядел Преображенский собор до реставрации 1890-х годов. Можно рассмотреть, что какие-то окошки собора были смещены, какие-то заложены, и мы можем наблюдать, что «барабан» был расписан крупными фигурами между окнами. На этой фотографии Александра Андреева - научный сотрудник Переславского музея, рассмотрела, что под по сторанам южных дверей находились росписи, над которыми располагался металлический козырёк. След от его примыкания виден на стене и сегодня. И сами двери были совсем не такими, какими мы их привыкли видеть. Иван Борисович Пуришев и Николай Николаевич Воронин приводят в своих научных публикациях разрезы собора. Николай Воронин приводит чертеж в том виде, в котором его зафиксировали реставраторы в конце сороковых годов, а Иван Пуришев публикует свой разрез, сделанный по обмерам 1960-х.
В их работах рознится форма купола Спаса. Сотрудникам музея было очень интересно что дадут исследования нового времени, потому что сегодня обмеры производятся методом лазерного сканирования. К сожалению, музей не получил чертежи в оригинале, они есть только в виде электронной копии. Оказалось, что в своей работе был больше прав Иван Пуришев, когда он изображал форму купола немного вытянутой. Во время реставрации удалось попасть внутрь главы собора, выполнить фотографии и измерения, а также взять образцы материалов. Оказалось, что поверх кладки свода из отесаных квадров выложен ещё один каменный купол. Он состоит из небольших квадратных блоков туфа на известковом растворе и несколько приподнят над внутренним сводом, напоминая по форме яйцо. Внутри главы сохранились старинные деревянные конструкции – изогнутые журавцы, на которых местами видна береста. Журавцы можно датировать XVII – XVIII веками.
https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Interior_of_Spaso-Preobrazhensky_Cathedral_%28Pereslavl-Zalessky%29?uselang=ru автор фото А.Ю.Фоменко Спасо-Преображенский собор в городе Переславле-Залесском. Южный вход, навершие дверей, гравировка, птица. Переславль, Красная площадь, дом 1а.
Что касается археологических исследований, Иван Пуришев в 1971 году исследовал шурфы возле стен собора, когда понижалась отметка грунта вокруг здания. На его чертеже показаны также схемы раскопок, сделанных в XIX-XX столетиях. Иван Пуришев пытался выяснить вопрос, а были ли у нашего собора порталы, потому что отличие Спаса от других соборов это отсутствие пышных резных порталов. Ответ на этот вопрос Пуришев не нашел, поскольку не было найдено ни ступеней крыльца, ни каких бы то ни было остатков портала.
Александра Андреева рассказала о том, как происходила реставрация Спаса. В мае 2015 года в Переславле начали появляться реставраторы, и некоторых из них научные сотрудники Переславского музея сопровождали. Когда были поставлены леса, реставраторы осматривали крышу и барабан, но в силу определенных событий в центральных мастерских (ЦНРПМ), реставрационные работы начались с затяжкой. Очень многие хотели прорваться к Спасу, который был огражден на время работ, но посторонним вход был строго воспрещен. С бригадой реставраторов очень повезло, один из них - это начальник участка Иван Иванович Селезнев из Владимира, который внес немалый вклад в работу. В проекте были указаны некоторые спорные решения, и мастера практики с огромным опытом выбирали те пути, которые отвечали сохранности собора. Начальным этапом работ стало смытие известкового покрытия. Известка с внешней стороны Спаса была смыта водно-воздушной смесью аппаратом «Керхер», что позволило полностью сохранить поверхность известняка. Это первый случай в реставрации белокаменного зодчества, когда смывка была произведена таким образом, а остатки известки были счищены пластиком, деревом и специальными каменными инструментами. Собор на сегодняшний день очищен, покрыт специальными гидрофобизирующими составами и представляет собой потрясающее поле для изучения. Поверхность известняка в процессе очистки была с остатками известки. На стенах остались следы покраски двадцатых годов. Взгляд профессионала увидел несколько проблем, которые решила реставрация. Это и проблемы со швами, со снятием старых докомпановок, проблемы с цокольной частью. Все это было решено, и решено качественно. В процессе реставрации были найдены туфовые вкладки. Из не местного туфа, который еще требует того, чтобы его дообследовали. Материал явно привозной и это представляет свой интерес. Поверхность у Спаса очень интересная, живо разноцветная и требует исследования по поводу места происхождения известняка, а также его обработки. Структура известняка разная, есть более близкая к ракушечнику, есть более плотная, то есть блоки, из которых построен Спас, различны. История с дверьми собора также сильно всех поразила. Дело в том, что двери подлинные и относятся к семнадцатому столетию. На них существуют клейма. Двери очень красивые и качественные, и когда с них была снята краска, наверху на тимпане были обнаружены гравировки льва и единорога, и двух соколов. Этот факт очень важен, поскольку львов и единорогов просто так не изображали, так как это символ государственной власти.
Рассматривая архивные фотографии входа в собор, сотрудники музея пришли к выводу, что портал был перебран для того чтобы установить эти самые уникальные подлинные двери. Внутри креплений дверей были найдены кованые детали, которые на данный момент не удалось извлечь, но еще будет такая возможность. Эти детали также непонятного происхождения, ими могут быть и инструменты, и элементы крепежей, и это еще только предстоит выяснить. Гравировка дверей была отсканирована и показала насколько была выполнена тонкая работа, но увы, задолго до реставрационных работ, двери были покрашены хозяйственной краской и гравировка в виде единорога и льва долгое время была скрыта.
Материал белого камня Спасо-Преображенского собора по составу схож с камнем из подмосковного Домодедова, ближе к Москве. Когда был вымыт наш собор, то самое интересное, что бросилось в глаза это то, что этот камень вовсе не белый, что в нем много разноцветного и даже больше коричневого камня. Было найдено очень много разнообразных включений. Например, в блоках найдены крупные раковины и прослойки различных каменных отложений, и определенная слоистость. В общей сложности, при строительстве собора, по предположениям, было использовано три типа камня. Почему это так? Ответ на этот вопрос пока не был найден. Толщина стен собора составляет более метра, из этого метра, около тридцати сантиметров снаружи и изнутри – толщина блоков. Все остальное изнутри можно назвать бетоном. Блоки выставлялись с двух сторон как опалубка, между ними заливался слой известкового раствора, в который аккуратно вставляли камни, то есть не лили бетон, как это сегодня принято, а аккуратно послойно это выкладывали. А как известно, известь сохнет гораздо дольше, чем цемент. Внутри этой конструкции были замечены камни твердых пород и даже вкрапления кирпича. Зазоры, оставленные намеренно, заполнялись либо вкладками туфа, либо плинфой – особым видом древнерусского кирпича. Как выяснилось при смывке, толщина швов значительная и в некоторых местах достигает ширины примерно в два сантиметра. Чтобы такую толщину сдержать, вставлялись специальные клинья из твердых пород камня, которые были найдены при реставрации.
Фреска с изображением апостола из Спасо-Преображенского собора.
На самих блоках были найдены знаки мастеров. Камни изготавливались где-то и привозились в Переславль. Сотрудники музея считают, что были найдены несколько видов резов, которые являются некой подписью мастеров. Часть блоков на западном фасаде покрыта именно такими знаками в виде круга со стрелкой. Есть перекрещивающиеся маркировки на южной стене и на выступах лопаток. То есть, мы приходим к выводу, что камни для стен собора изготавливались разными мастерами и каждая маркировка это подпись мастера. В верхних рядах кладки были найдены метки с буквой Z, причем очень многие из них находятся возле окон «барабана». В Переславль приезжал во время реставрации научный сотрудник Государственного Эрмитажа Денис Дмитриевич Елшин, который иследовал поверхность кладки собора. Он обнаружил камни, которые в центральной своей части отличаются по методу обработки. Таких камней нашлось пять, они расположены на апсидах. Д.Д.Ёлшин высказал предположение, что либо здесь был выступающий фрагмент, либо этот камень предназначался для установки не в нашем соборе. Также были найдены следы многочисленных покрасок. Когда-то, предположительно в семнадцатом столетии, наш собор был разноцветным. Об этом свидетельствуют найденные следы красной охры. На стенах собора также есть следы желтой охры и вкрапления красного цвета, то есть Спас далеко не всегда был белым.
Самое интересное, что была найдено на фасадах собора это следы росписи. В какое-то время он целиком был покрашен, но когда-то он был и расписан. Причем были найдены как следы фресок, так и следы росписи непосредственно по камню. Об этих следах росписи упоминали в своих работах все: и Артлебен, и Суслов. Но почему-то эти фрагменты не были зафиксированы. Также были найдены граффити на фасадах, которые располагаются в разных местах. Часть из них могли сделать только люди, которые готовили эти блоки. В тот момент когда сюда приехали специалисты, они, посмотрев на фасады выделили определенные места к расчистке.
Надпись, найденная на стенах собора, в течение трех суток чистилась тончайшим глазным скальпелем и ваткой. После чего надпись стало возможным прочитать. Это та самая надпись на южной апсиде, которая гласит об Убиении князя Андрея Боголюбского. Об этой находке сотрудники музея расскажут на отдельной лекции-встрече. В завершении лекции переславцам рассказали о том, что реставрационную и исследовательскую работу в Спасо-Преображенском соборе предполагается продолжить, поскольку этот памятник архитектуры хранит великое множество загадок и интересных находок.
Материал подготовлен с помощью научных сотрудников Переславского музея-заповденика Елены Шадунц и Александры Андреевой.
Фото:
http://pro-pereslavl.ru/
Андрей Фоменко
|