По определению современного исследователя народного православия,
этнографа, и фольклориста А. А. Панченко, деревенские святыни - это
почитаемые ландшафтные объекты, не предусмотренные каноническим
церковным обиходом и, в то же время, играющие существенную роль в
традиционной религиозной практике крестьянина1. Более предметно - это
священные камни, родники, деревья, кресты и другие объекты, связанные с
народной мифологией пространства. Как отмечает указанный автор, опираясь
на материалы северо-западных губерний России, деревенские святыни
представляли собой в XIX-XX веках значительный фрагмент религиозной
культуры русского крестьянства.
Судя по археологической литературе, во второй половине XIX века в поле
зрения российской историко-археологической общественности попадает все
большее количество объектов, связанных с духовной стороной жизни
человека. Это уже не только каменные бабы и курганы южных и центральных
губерний России, но и объекты духовной культуры, характерные для
северных губерний. Например к VII съезду археологов в Ярославле были
опубликованы вопросы, адресованные общественности Ярославской и
прилегающих к ней губерний, в том числе Вологодской, среди которых
имелся, например, такой "Нет ли при старинных часовнях ручейков, ключей
или колодцев, имеющих по народным верованиям, священное значение, равно
как и больших камней с какими-либо знаками, например, ямками, фигурами,
буквами и т. п.2
Этот интерес сохранялся некоторое время даже в
послереволюционное время.
В 1926 году в Тотьме вышла брошюра известного археолога А. А. Спицина, в
которой он отметил некоторые успехи в деле сбора сведений о святых
языческих местах Сольвычегодского и Усть-Сысольского уездов и обратил
внимание на необходимость сбора подобных сведений на территории всего
Севера3. Тогда же в поле зрения тотемского краеведа Н. А. Черницына
среди историко-этнографических объектов Кокшенги попадали характерные
для этого региона священные рощи-Кусты с находящимися в них часовнями.
Среди рукописного наследия Н. А. Черницына имеются две страницы
рукописного текста под названием "Об охранявшихся "кустах" в Тарногском
районе (из далекого исчезнувшего прошлого)"4. В рукописи сообщается о
трех Кустах: Жуковском, Ярыгинском, Тиуновском, а также о том, что
аналогичные рощи были в Спасской и Заячерицкой волостях Кокшенги.
Вероятно, по инициативе Черницына и не без влияния работы А. А. Спицина
появляется постановление ВОЙСК, где "ударной" задачей на 1926 год
признается обследование кокшенгских священных рощ5. Эта задача тогда
выполнена не была и интерес к священным рощам - Кустам Кокшенги и другим
деревенским святыням края надолго замирает.
Лишь в 1981 году в журнале "Север" появилась статья кокшенгского
краеведа А. А. Угрюмова "Кокшеньга - край чуди заволочской"6. В ней он,
в частности, пишет о священных рощах-"кустах" и называет их древними
чудскими рощами. Само слово "куст" выводится из венского - "кууз" - ель и
марийского "кюсото" - мольбище. В том же 1981 году автором этих строк
на р. Уфтюге (приток р. Кокшенги) в д. Игнатовской (Подкует) был
обнаружен в священной роще-Кусту разрушенный могильник. В последующие
годы в тарногской районной газете по этим материалам была опубликована
статья о памятниках археологии Кокшенги и напечатана анкета,
направленная на выявление ареала распространения Кустов и других
древностей района. Анкета дала положительные результаты, что позволило
начать археологическое исследование кокшенгских священных рощ-Кустов.
Итоги разведочных работ 1984 и 1985 годов были опубликованы7. Затем в
1990-1991 годах были проведены раскопочные работы в одной из священных
рощ - Тиуновском Кусту.
Тиуновская
священная роща
Еще в 1989 году
неподалеку от этой рощи было
обнаружено уникальное языческое Тиуновское святилище, несущее на себе
следы многократного его "крещения" разнообразными христианскими
крестами, вырезанными на камне святилища. Предварительные результаты
исследований священных рощ, святилища и других одновременных им
памятников изложены в статье автора этих строк8.
Представляется весьма интересным, что при переходе от язычества к
христианству население Кокшенги не уничтожило свои священные рощи-Кусты с
языческими могильниками в них, а трансформировало эти замечательные
памятники своей истории в православные святыни с часовнями и
престольными праздниками при них. Не было уничтожено и святилище, ему
лишь многократно добавлялась сакральная сила православного креста.
Тиуновское святилище как деревенская святыня, известная узкому кругу
лиц, продолжало функционировать почти до современности. Священные
рощи-Кусты Кокшенги с часовнями в них как христианские святыни
существовали до 30-х годов XX века, пока часовни не были уничтожены
повсеместно.
Вид
на Тиуновское святилище с севера
Сами
рощи постепенно начали деградировать, а одна из них - Ярыгинский
Куст - была вырублена и распахана. В некоторых местностях в советское
время предпринимались попытки приспособить деревенские святыни к нуждам
новой власти. В Тиуновском и Ярыгинском Кустах были выстроены сельские
дома культуры. В наше время многие из кокшенгских священных рощ еще
существуют, хотя и продолжают деградировать. Их возрождение
символизировало бы сохранение вековых традиционных корней. Социальные
функции священных рощ Кокшенги не исследованы, хотя можно предположить
функции воспитания исторической памяти, экологическую, религиозную,
коммуникативную и т. д. Интерес к священным рощам пробуждается не только
у нас в области.
Культовая
роща
"Смольё"
В
конце 1980-1990-х годах активное и основательное выявление и
документирование священных рощ проводилось в марийском Поволжье. Автором
собраны сведения, что у нас в области священные рощи существовали и
существуют не только на Кокшенге, но и в других районах. Кроме священных
рощ существовали и существуют также и отдельные святые деревья.
Еще одна категория деревенских святынь - культовые камни. Пять культовых
камней находятся в Вологодском музее-заповеднике, семь камней
документированы автором в различных районах области. Имеются сведения о
Заборском святилище, состоящем из шести камней. В последние годы
собраны сведения о десятках культовых камней, находящихся на территории
области.
Иногда культовые камни сопряжены со святыми горами. Наиболее известна из
них гора Маура, находящаяся в Кирилловском районе, и на ней имеется
камень-следовик. В том же районе в 1999 году около другой горы -
Ципиной-Роскиной автором выявлено еще три культовых камня. Любопытной
деталью сакральной географии окрестностей Ципиной-Роскиной горы является
наличие топонимов на архаичную цветовую триаду белое-красное-черное:
Белая и красная горы и Черная речка. Святые горы Маура и Ципина-Роскина
как культовые объекты и деревенские святыни функционируют многие сотни
лет, еще со времен язычества. Это говорит в пользу того, что народные
традиции обращения к святым камням и горам могут сохраняться постоянно.
Собраны сведения о наличии святых гор и в других районах области.
Маур
гора
Особенно
много среди деревенских святынь области родников, известны
озера и колодцы. Собраны сведения о десятках подобных объектов. Их
многочисленность объясняется, вероятно, наибольшей безболезненностью
перехода подобных объектов от статуса языческой святыни к статусу
православной.
Известны были на территории нашего края и такие деревенские святыни, как
памятные и объектные кресты в деревянном и каменном исполнении. К
двадцатому веку их сохранилось немного, хотя в последнее десятилетие
традиция их воздвижения оживилась. Деревенские святыни вологодского края
- глубокий, мощный пласт народной культуры. Святые камни, горы, рощи,
источники не раз упоминаются в Библии. На аналогичных святынях выросла
высокая культура Древней Греции и Рима. В современной и благополучной
Японии действуют десятки тысяч подобных святынь. Остается надеяться, что
в новом тысячелетии деревенских святынь в Вологодской области не станет
меньше. Не будут обрываться эти малые корешки вековых традиций, тесно
связывающих человека, общество и природу.