Среди многочисленных женских украшений из погребений Крюково-Кужновского финно-угорского могильника VIII—XI вв., хранящихся в Моршанском районном краеведческом музее, выделяется одно поясное украшение. Это бляха с дверкой, происходящая из погребения 39. Бляхи с дверкой довольно часто находят в женских древнемордовских, муромских, и мерянских погребениях. Они лежат на тазовых костях или грудных отделах женских скелетов. Таково было расположение и характеризуемой бляхи.
Она представляет собой широкое кольцо, склепанное из бронзовой пластины шириной 4 см. Диаметр бляхи 13 см. Диаметр дверки 5,7 см. Дверка круглая, впереди имеет язычок треугольной формы, длина его 1/5 диаметра дверки. У перехода язычка в дверку он сужается, образуя небольшие округлые выемки. Сзади дверка имеет прямоугольный выступ. В месте склепки пластины в кольцо сделана прямоугольная прорезь, в которую вставлен и загнут прямоугольный конец дверки. По краю бляха украшена тремя рядами ложной зерни. Вокруг дверки, по телу бляхи проходят семь выпуклин с мелкими наколами у основания. Они идут на равном расстоянии друг от друга: три вверху над дверкой, три внизу под нею и одна выпуклина была прикрыта треугольным язычком дверки. В центре дверки — изображение косого ромба, выгравированного зубчатым колесиком.По вершинам ромба расположены выпуклины с мелкими наколами у основания. Концы его выступают в виде отростков (рис. 1). Изображенный ромб весьма близок к орнаменту традиционных финно-русских вышивок.
Изучая древнюю религиозную символику, можно отметить, что изображение "ромба с крючками... один из основных элементов крестьянского геометрического орнамента XVIII—XIX вв. на огромной территории, Центральной, Западной и Северной России охватывающей великороссов появившихся на финно-угорской и балтской основе, беларусов появившихся на балтской основе и народы Прибалтики Фенно-Скандии и Урало-Поволжья. Он особенно част у земледельческих народов, но почти не встречается у охотничьих народов севера Сибири".
Значение простого ромба, по мнению Амброза, хорошо известно, это символ женского начала в природе.
По этнографическим данным, приведенным А.К. Амброзом, в XVIII в. у чувашей изображение ромба с крючками было "центральным мотивом нагрудной вышивки женских рубах". Близкие по форме ромбы, вышитые по обеим сторонам груди, были и на женских рубахах у марийцев. Эта вышивка, по сообщению В.Н. Белицер, носит название "сторожа груди" и должна охранять молоко кормящей матери2).
По мнению А.К. Амброза, символика ромба с крючками хорошо известна в этнографии. Это — символ плодородия в аграрной магии. Однако у финского населения лесной полосы Восточной Европы, земледелие которого было тесно связано с огнем, символ плодородия, косой ромб, был увенчан по углам [86] символами огня или солнца, солярными знаками, как бы усиливающими его охранительную силу.
Нагрудная бляха, художественная реконструкция С.Мусиной, 2001
Появление и распространение в костюме волго-финских женщин специального украшения с подобным символом, охраняющим плодородие женщины, говорит о широком распространении этого культа и представления у древней населения Поочья и Верхнего и Среднего Поволжья.
В бляхе из погребения 39 Крюково-Кужновского могильника в центре ромба расположена женская фигура в позе роженицы. Изображение женских фигур с поднятыми руками или раскинутыми руками и ногами довольно широко известно как в вышивках, так и в деревянной резьбе. По всей вероятности, здесь мы впервые встречаемся с изображением одного из почитаемых женских божеств древних финно-угров, возможно, изображением Великой Матери, богини плодородия, аналогичной славянской богине — Макоше.
Б. А. Рыбаков, анализируя древние источники, отмечает широкое распространение этого культа у славян и указывает, "что... на Збручском идоле богиня с рогом изобилия в руке изображена на главной лицевой грани истукана, а вооруженный Перун оттеснен на боковую грань, по левую руку богини с рогом... которую с полным правом можем назвать Макошью"3).
Центральное расположение ромба с крючками и женской фигурой в позе роженицы, символа Великой богини плодородия, говорит о центральном положении этой богини в пантеоне финских племен. Вокруг ромба по телу дверки идут вытисненные зубчатым колесиком изображения. Сюжет и круговая композиция этих изображений уникальны и проливают свет на верования, отдельные культы и идеологию древней мордвы. Справа сверху, над ромбом плодородия изображено дерево (см. рис. 1).
Судя по поднятым вверх ветвям, дерево, изображенное на бляхе, относится к породе лиственных. Вера в духов леса была широко распространена у многих древних народов лесной и лесостепной полосы. [87]
По сообщению М.Ф. Косарева, у многих народов Сибири и Алтая, находившихся на стадии родоплеменных отношений, каждый род имел свое священное родовое дерево4). По верованиям, например, обских угров, после смерти человека его душа в виде птички живет на этом родовом дереве до вселения в новорожденного этого рода. Обитавшая в сходных условиях лесной полосы волжские финны VIII—IX вв., вероятно, имели аналогичные представления и культы. Описывая моления пензенской мордвы XIX в., Б.Т. Евсеев отмечает большое значение культа священных деревьев у мордвы еще в XIX в. Крещеная лишь в конце XVII в., мордва оставалась в значительной степени языческой. Языческий культ был так силен, что христианское духовенство было вынуждено с ним мириться и нередко строить церковь в 300 м от священного дерева. Помолившись в церкви новому богу, "мордва выходила и начинала молиться у священной липы, принося ей жертвы. Священник вынужден был освятить эти моления у липы или ручья и, взяв у прихожан подношения, уходить, оставив их молиться5).
По свидетельству Евсеева, "липы эти пользовались большим почитанием не только среди мордвы близлежащих селений, но и отдаленных"6). Во всяком случае, изображение дерева на крюково-кужновской бляхе свидетельствует о существовании этого культа у мордвы VIII—IX вв. Слева от дерева на бляхе расположено изображение летящей птицы. Символика летящей птицы многообразна. Однако у многих народов она связана с образом бессмертной души — души птицы. Судя по этому, у волжских финнов в IX в. существовали представления, близкие к представления обских угров. Согласно этим представлениям, человек имеет несколько душ.
У женщин их четыре, у мужчин — пять. Первая, видимая, большая душа — тень. Эта душа после смерти человека идет с ним в могилу и живет там, на кладбище. Четвертая душа — бессмертная душа-птица, продолжательница рода. Она живет в голове человека и после его смерти, обратившись в птицу, улетает на родовое дерево, где и живет в течение года, пока не переселится в новорожденного этого рода. По мнению В.Н. Чернецова, с появлением антропоморфной+) души, едущей или идущей, душа-птица летит впереди нее, показывая ей дорогу7).
Изображенная на характеризуемой бляхе летящая от дерева жизни птица, вероятно, душа-птица умершего, показывает дорогу в страну мертвых абстрактной душе. Птица летит влево, по направлению к стоящей в профиль, слева над ромбом плодородия, фигурке животного, возможно, собаки, стерегущей вход в страну мертвых. Внизу, слева, под ромбом плодородия, на дверке изображена извивающаяся, ползущая в сторону собаки змея (см. рис. 1). Символика этого изображения связана с миром мертвых, нижним миром.
Изображение змеи или ящера у многих народов, в том числе у обских угров, связано с нижним миром. Согласно представлениям обских угров, змея и ящерица — символы мудрости. Им известны самые потаенные уголки мира мертвых. Они являются проводниками шамана по стране мертвых в путешествии к предкам во время его камлания.
В данном случае ползущая налево, к фигурке животного, змея, вероятно, изображена не только как символ нижнего мира, но и как проводник души умершего по этому миру. Справа внизу, под ромбом с крючками, на дверке изображены три колоска или травинки.
Как говорилось выше, по самому телу бляхи, вокруг дверки, на ровном расстоянии друг от друга располагались семь выпуклин с наколами у основания. Три выпуклины — солярные знаки вверху над дверкой, три — под дверкой. Седьмая выпуклина была прикрыта треугольным язычком дверки.
Центральное расположение ромба с изображением Великой богини на бляхе с дверкой аналогично центральному положению славянской богини Макоши на збручском идоле. Это дает основание считать бляху с дверкой-оберегом Великой [88] богини. Она должна была охранять лоно женщины от злых сил. Изучение символики этого оберега проливает свет на некоторые аспекты идеологии древней мордвы и ее космогонические представления о мире.
По-видимому, для мировоззрения древних волжских финнов было характерно представление о трехчастности мира. Согласно этим представлениям, мир делится на три части: верхний — мир солнца, света, тепла; средний — мир людей, животных и растений; нижний — мир мертвых предков, темных сил и диковинных зверей. Вероятно, такой моделью мира является описываемая бляха с дверкой. Согласно этим представления, центром Вселенной является богиня плодородия Великая мать, символ которой — ромб с крючками и ее изображением — расположен в центре бляхи.
Верхний мир, мир света и солнца, вероятно, символизируют три выпуклины — солярные знаки над ромбом плодородия. Они означают солнце в движении: восходящее, полуденное и заходящее.
Мир средний, можно думать, символически изображен древом жизни или священным родовым деревом, расположенным справа вверху, над правой стороной ромба и растениями, колосками или травой, изображенными справа внизу, под ромбом.
Слева от ромба с изображением Великой богини — мир мертвых предков, нижний мир. Символами этого мира, можно считать, являются летящая птица — бессмертная душа и стоящая в профиль фигурка собаки, стерегущей вход в страну мертвых, а также ползущая к ней змея, изображенные на дверке, и три выпуклины, солярные знаки, расположенные на теле бляхи под ромбом с крючками, символизирующие, вероятно, полуночное движение солнца по подземному миру.
Объединяет три мира единая космогоническая река, символами которой, вероятно, являются три ряда ложной зерни, идущие по краю бляхи.
Таким образом, бляхи с дверкой — обереги богини плодородия являются своеобразными маленькими моделями Вселенной, отражающими космогонические представления о ней древних. Подобные модели — своего рода "карты" Вселенной, известны и у других народов. Таковы, например, шаманские бубны, символика которых также говорит о представлениях трехчастности мира.
Так как племена волжских финно обитали в местах со сходными географическими условиями лесной полосы, то в VIII—XI вв. их культуры и верования были близки к представлениям других народов уральской культурно-языковой семьи, в частности угров. Не исключено, что близость эта объясняется не только аналогичными условиями географической среды, но и контактами в IX в. с венграми. Отдельные элементы их влияния прослеживаются даже в погребальном обряде некоторых захоронений Крюково-Кужновского могильника. Известны и мордовские погребения в Тиганском могильнике. [89]
1) Амброз А.К. Раннеземледельческий культовый символ ("Ромб с крючками") // СА. 1965. N 3. С. 14.
2) Белицер В.Н. К вопросу о происхождении удмуртов // СЭ. 1947. № 4. С. 115.
3) Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М., 1981. С. 386.
4) Косарев М.Ф. Западная Сибирь в древности. М., 1984. С. 202.
5) Евсеев Б.Т. Братины и другие религиозные обряды мордвы Пензенской губернии // Живая старина. СПб., 1914. С. 3. {Кавычка не закрыта в сборнике. OCR}
6) Там же. С. 5.
+) В сборнике «аморфной». OCR.
7) Чернецов В.И. Представление о душе у обских угров // ТИЭ. 1959. Т. 51. С. 131.
8) Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. С. 60.
Краткие сообщения Института археологии, вып. 208.
Средневековая археология Восточной Европы. М. 1993.
[86] – конец страницы.
OCR OlIva.
Источник: http://annales.info/
|